Секреты счастья от Вячеслава Полунина

«Рецепты» или даже «бизнес-процессы» счастья от мастера смеха и радости Вячеслава Полунина

«Рецепты» или даже «бизнес-процессы» счастья от мастера смеха и радости Вячеслава Полунина, о которых он рассказал на фестивале «Хорошо за пятьдесят», проходившем в октябре 2015 года в Черногории.

Я понял, что я всю жизнь был счастливым, и никогда об этом не думал. Мне было неинтересно об этом думать. Я просто был и все. С самого начала и всегда. Думаете, у меня не было трагедий?

Все было. Но вопреки, через них, в обход, ползком, под колючую проволоку… Я попытался понять, как же это во мне живет. Как все время, всю жизнь быть в этом удивительном состоянии, когда хочется летать?

Для того, чтобы куда-то прорваться, необходимо собрать команду. Это самые близкие люди, без которых ты пропадаешь. У меня такая история — я не могу ничего делать один, для меня чем больше народу, тем лучше. Мне нужна энергия жизни вокруг, чтобы меня в нее втащило и потащило по камням.

Первое — те, кто с тобой это делает. Второе — где ты это делаешь. Когда я начинаю какое-то дело, иногда год я как пчела кружусь, пока не создам то самое место, где хочу что-то сделать. Бывает, в одно место придешь — ходишь-ходишь, а «не живет».

Хоть ты в него вложил труд и деньги, а «не живет» и все. Бросаешь, делаешь второе, третье, четвертое, пока не поймаешь.


Самое главное, чему я следовал всю жизнь — делать только то, что люблю. Никогда ни за какие калачи не нужно делать то, что не любишь.

Вот я пошел в цирк «Дю Солей», терпел-терпел, хорошее место, лучший в мире цирк, дальше уже некуда, потрясающие творческие люди, организовано все великолепно. Не мое и все.

Полгода было замечательно, пока мы все творили, потом все это превратилось в маленький заводик, который должен выдавать продукцию.

И что мне там делать? Выдавать продукцию мне неинтересно и поэтому я начал мучиться, начал по врачам ходить, у меня сразу — депрессия и уже невозможно ничего делать.

Я пошел просить отпустить меня. Мне сказали: «Найди кого-то вместо себя хорошего, качественного, и мы тебя отпустим». Я выбежал на улицу, поймал такси, а там Юра Медведев, а он работал на Таганке раньше, замечательный актер, мечтал быть клоуном.

Я говорю: «Юра, ты с завтрашнего дня работаешь в цирке „Дю Солей“ клоуном». Юра говорит, что два дня после этого не брал в такси с людей деньги — забывал. А для меня спасение. И он поехал с этим цирком на 15 лет с большой радостью и мечтой, а я на свободу вышел, гуляю.

И тут как-то Юра мне говорит: «Помоги, Таганка приезжает на один день, поработай, а я схожу к друзьям». Я говорю: «Ну, хорошо, Юра».

Приехал в цирк, подошел к своему зеркалу, висит мой носик, от носика во все стороны паутинка. Я его надеваю на себя, и вдруг как мне схватит на затылке! Резиночка прикоснулась к затылку и меня свело так, что я не мог повернуться несколько дней.

То есть я-то мозгами согласен, а организм — ну просто ни в какую. И я вот в этом состоянии сыграл спектакль и сказал: «Юра, я больше никогда».

Что-то уже накопилось в организме, он не хочет больше никогда делать то, что нужно, только то, что хочу, то, что могу, от чего получаю удовольствие, когда взахлеб, с друзьями. Это такой закон.

Не бери бутерброд больше, чем рот. Простое правило, я за ним очень слежу. Сил у человека определенное количество. И только тогда радостная игра этих сил создает счастливую атмосферу, когда их избыток, когда их больше, чем нужно для того, чтобы что-то сделать.
Бери бочек ровно столько, чтобы ты их нес бегом, вприпрыжку. Насвистывая. И обнимая.
Вещь, вроде, простая, а следить за ней нужно, как часы. Вот я сейчас делаю расписание на год, гастроли туда, гастроли сюда… Я знаю: больше 8 недель артист не выдерживает.

Больше 8 недель я никогда не выступаю. Это предел. Хоть какой продюсер, хоть какие миллионы. Девятая неделя — спад, я и на своих ребятах проверял, девятая неделя — мы всегда отдыхаем.


Я никогда не работаю девятую неделю и никогда не работаю третий спектакль. Это сейчас, а раньше не работал четвертый. Три спектакля отработал — четвертый должен быть выходной, потому что на нем всегда будет спад. И никогда ты не дашь то, что в тебе есть.

Надо знать свои ритмы. Рассчитать и сказать: эту неделю я ничего не делаю, тут я готовлюсь. Я сейчас составляю расписание на год, очень подробно. И вообще, очень подробно всегда все обсуждаю.

Как делать неприятное. Ну, во-первых, у нас такой закон, у нас вообще плохого не говорят. Не приходится. Мы не читаем газет, не смотрим телевизор, не обсуждаем всех.

Так вот. Надо поругать человека за то, что он опоздал в театр. За полчаса человек должен прийти в театр. Значит, за полчаса изо всех гримерных торчат люди и улыбаются. Потому что кто-то еще не пришел.
И вот идет человек. И все говорят «Урааааа!» Потому что у нас правило: он должен тортик. Опоздавший должен в следующий раз принести тортик. И значит, каждое опоздание такого человека — радость для всех.
Есть же вещи не только веселые, есть сложные и трудные, например, деньги. Нужны деньги, потому что без них никак — ни спектакль сделать, ни костюм сшить. Обязательный для меня закон (может, он для кого еще пригодится): ни одна сторона не должна перевесить.

Здесь — денежки, здесь — творчество. Взвесил. Так, если хочется натворить, но денег нет — бесполезно. Хочется заработать денег без творчества — пустота. Поэтому внимательно следить за тем, чтобы эти весы никогда в одну сторону не наклонялись.

Эти простые вещи о том, что сидящему напротив тебя, который с тобой договаривается, должно быть выгодно ваше взаимодействие. Не надо его все время обманывать, не надо хитрить и так далее. Надо найти там, где вам обоим удачно совпало, вот это хорошо.

А еще. Если рядом закон, так вообще замечательно. Это меня научили. Оказывается, когда переговоры идут между двумя сторонами, еще есть третий человек — закон.

Мы-то не знали в России. И в конце концов, пришлось научиться. Следить, чтобы и ему было выгодно. Не бойся, закон проследит, он защитит тебя, не надо все записывать, потому что там уже есть много чего уже записанного…

Важный момент — во все влюбляться, всему отдаваться на полную катушку. Без любви, без увлеченности, без удовольствия, бесшабашности — ничего не получится. Нужно на всю катушку, как в рок-н-ролле, чтобы улетела твоя партнерша под самый потолок.

Я думаю, что это очень важный момент. Нигде не экономьте. Расходуйте на все, что только можно, без конца. Оно вернется обратно.

Читай продолжение на следующей странице

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Секреты счастья от Вячеслава Полунина