Сюжет полный отчаяния. История картины Василия Перова «Тройка»

Зима. На улице жуткий мороз, трое крестьянских детей-мастеровых из последних сил катят неподъемные сани с водой. В один момент бочка опрокидывается и заливает всю улицу водой, которая тотчас превращает дорогу в скользкую горку.

Дети замерзшими руками пытаются водрузить бочку на сани и обреченно поворачивают обратно, к проруби.

Такую, поразившую до глубины души, картину увидел на улице художник Василий Перов и решил запечатлеть ее на холсте.

«Тройка» стала одной из самых известных и драматических картин художника.

Трое измученных, одетых в лохмотья, продрогших до костей ребятишек тащат по дороге сани с тяжелой бочкой. Сзади, хоть как-то пытаясь помочь им, ее подталкивает проходящий мимо мужчина. Их лица, преисполненные отчаянного страдания и невыносимой усталости, направлены навстречу пронизывающему ледяному ветру.

Заиндевевшая от сильного мороза стена, разбрызгивающаяся из бочки вода, моментально взявшаяся сосульками, истощенные детские фигурки — все говорит об их беспросветной жизни, подчеркивая всю безвыходность положения.

«Тройка» («Ученики мастеровые везут воду»), 1866 г.

«Тройка» («Ученики мастеровые везут воду»), 1866 г.

Картина была написана в 1866 году и за нее Перов был удостоен звания академика живописи.

В первоначальных этюдах к этой картине по задумке автора детские лица должны были быть не по-детски истощенными и крайне болезненными.

Но впоследствии художник отказался от своей первоначальной идеи — их лица стали миловидными и одухотворенными, но со следами полной безысходности.

Тема картины поднимает один из остросоциальных вопросов того времени — эксплуатацию детского труда как дешевой рабочей силы. Дети работали на фабриках, заводах, в магазинах…

Взрослели рано, о беззаботном детстве могли только мечтать.

Один из первоначальных эскизов Перова

Один из первоначальных эскизов Перова

История этой картины с безрадостным сюжетом имеет еще и не менее трагическое продолжение, чему художник посвятил один из своих рассказов «Тетушка Марья».

Когда два детских образа справа и слева были дописаны, место центрального героя пустовало. Художник был в поиске образа типичного мальчика того времени.

Долго я его отыскивал, но, несмотря на все поиски, задуманный мною тип не попадался.

…в стороне заметил старушку с мальчиком. Старушка что-то покупала у вертлявого разносчика.

Подойдя ближе к мальчику, я невольно был поражен тем типом, который так долго отыскивал. Я сейчас же завел со старушкой и с ним разговор и спросил их между прочим: откуда и куда они идут? Старушка не замедлила объяснить, что они из Рязанской губернии, были в Новом Иерусалиме, а теперь пробираются к Троице-Сергию и хотели бы переночевать в Москве, да не знают, где приютиться. Я вызвался показать им место для ночлега. Мы пошли вместе.

«Тетушка Марья», В. Перов

"Тройка", фрагменты картины

Сюжет полный отчаяния. История картины Василия Перова "Тройка".

«Тройка», фрагменты картины

Перов пытался объяснить женщине, что он художник и хочет написать портрет ее сына и даже предложил за это деньги.

Но она отказывалась и, чтобы развеять недоверие старушки, Перов позвал ее с сыном к себе в мастерскую.

Мальчик оказался тезкой художника — его звали Вася. Когда они пришли к нему, Марья, а именно так звали женщину, кажется, начала понимать, что хотел художник, но продолжала решительно отказываться, говоря, что это великое согрешение, да и слышала она что от этого люди умирают…

В ходе разговора художнику все-таки удалось убедить тетушку Марью и Перов пишет портрет Васи. Женщина, к слову, была не так уж стара, трудная жизнь, тяжелая работа, потеря мужа и всех детей добавляли ей возраста. У нее осталась одна радость в жизни — единственный сын Васечка.

Через несколько лет, когда художник порядком подзабыл о своем юном натурщике, а картину уже приобрел Третьяков, к Перову неожиданно пришла та самая женщина.

Протянув дрожащими руками ему платок со скопленными деньгами и заплакав, тетушка Марья рассказала о своем горе: Вася ее в прошлом году умер от оспы.

Она хотела купить ту самую картину дабы смотреть на свое любимое дитя. Но за неимением такой возможности, Перов проводил ее в галерею, где висела картина.

«Тройка», фрагмент картины

«Тройка», фрагмент картины

Мы пошли по богато убранным комнатам, увешанным картинами, но она ни на что не обращала внимания.

Придя в ту комнату, где висела картина, которую старушка так убедительно просила продать, я предоставил ей самой найти эту картину. Признаюсь, я подумал, что она долго будет искать, а быть может, и совсем не найдет дорогие ей черты; тем более это можно было предположить, что картин в этой комнате было очень много.

Но я ошибся. Она обвела комнату своим кротким взглядом и стремительно пошла к той картине, где действительно был изображен ее милый Вася. Приблизившись к картине, она остановилась, посмотрела на нее и, всплеснув руками, как-то неестественно вскрикнула:

«БАТЮШКА ТЫ МОЙ! РОДНОЙ ТЫ МОЙ, ВОТ И ЗУБИК-ТО ТВОЙ ВЫБИТЫЙ!»

…старушка стояла на коленях и молилась на картину. Она молилась горячо и сосредоточенно на изображение ее дорогого и незабвенного сына.

«Тетушка Марья», В. Перов

Женщина была невероятно признательна и Перову, и Третьякову. Художник, в свою очередь, пообещал ей написать портрет Васи и отправить ей.

Спустя год женщина получила портрет сына в позолоченной раме, а через несколько месяцев Перову пришло ответное письмо со словами искренней благодарности:

«лик Васеньки повесила к образам и молю Бога о его успокоении и твоем здравии» — писала она.

Источники: книга Юлии Варенцовой «Передвижники. Художники-передвижники и самые важные картины конца XIX — начала XX века»; рассказ В.Г. Перова «Тетушка Марья»

SkVer
Сюжет полный отчаяния. История картины Василия Перова «Тройка»
Сколько нужно было отваги или страха, чтобы играть на сцене?! И как играть !
Сколько нужно было отваги или страха, чтобы играть на сцене?! И как играть!