Рената Литвинова: небожительница

Самая экстравагантная, утонченная и магнетическая женщина русского кино.

Самая экстравагантная, утонченная и магнетическая женщина русского кино.

Актриса, сценаристка и режиссер. Она прошла путь от грустной задумчивой девочки до автора независимого кинематографа и популярной телеведущей.

1. Не от мира сего

Рената Литвинова: небожительница

Рената Литвинова выделяется даже в актерской среде и богемной тусовке. У неё всё как бы слишком – слишком яркая, слишком «творческая», слишком женственная. Дмитрий Быков говорил, что Литвинова «привила себе сумасшествие» подобно тому, как врач прививает себе вирус – для изучения недуга».

Другие склонны видеть в кажущейся наигранности и неестественности жестов Ренаты и её манере держаться сознательное конструирование имиджа великой артистки, небожительницы.

Сама Литвинова охотно соглашается с тем, что не совсем нормальная. «Норма – это то, что противоположно искусству», – говорит Рената. Искусство же создают хоть и не безумцы, но люди, которые не боятся сделать шаг навстречу к безумию.

А не такой как все Литвинова была с самого детства. Она не любила школу, где с трудом находила общий язык со сверстниками. Чувствуя себя «белой вороной», свободное время проводила за чтением. С самого детства выстраивала внутри себя собственный мир, куда можно было бы спрятаться от жестокости и бессмыслицы окружающей действительности.

2. ВГИК

Рената Литвинова: небожительница

Ненавистная школа закончилась для Литвиновой после 10 класса, когда она поступила на сценарный факультет ВГИКа. Поступила без особого труда и с первого раза, и сразу поняла, что оказалась на своем месте. «Я именно во ВГИКе стала себя чувствовать счастливой, не как в школе», – говорит Рената.

Ещё когда Литвинова училась во ВГИКе, её сценарии заинтересовали режиссера Сергея Соловьева. Чуть позже, дипломный сценарий Ренаты «Принципиальный и жалостливый взгляд Али К.» прочитала Кира Муратова и даже собиралась поставить по нему кино.

Многие последующие фильмы и сценарии Литвиновой были задуманы еще в студенческие годы, и были доработаны и переосмыслены, когда появилась возможность их реализовать.

3. Актриса

Рената Литвинова: небожительница

Быть актрисой Литвинова никогда не стремилась, в юности считала свое лицо нефотогеничным и часто отказывалась сниматься. Но отказать Кире Муратовой не смогла, и сыграла роль в её фильме «Увлечение». С него началась актерская карьера Литвиновой и первая известность в кинематографических кругах.

В следующем фильме Муратовой «Три истории» Литвинова не только сыграла, но и написала сценарий одной из частей фильма. Впоследствии Рената снялась еще в нескольких фильмах Муратовой, став одной из самых любимых её актрис. Самая известная их совместная работа – драма «Настройщик».

Рената Литвинова: небожительница

Широкую же известность как актриса Рената Литвинова получила после роли Альбины в фильме Александра Митты «Граница. Таёжный роман».

Литвинова неслучайно отстраняется от актерской профессии. Как правило, она играет не столько роль, сколько саму себя – утонченную, манерную и экстравагантную женщину – всегда разную и всегда одну, но во многих лицах. Она играет Актрису – в диапазоне от буквального значения до бульварного – «я женщина, и, значит, я актриса».

4. Женственность

Рената Литвинова: небожительница

Женственность – главная тема Ренаты Литвиновой. И дело не только в том, что в самой Ренате она зашкаливает все мыслимые пределы. Литвинова поставила кино на службу женственности, дала женщине взгляд и инструмент для изучения самой себя. Да, в известном смысле женщина у Литвиновой всегда потеряна, всегда на грани – любви, истерики, смерти – но именно в таком положении женственность способна раскрыться не просто как факт, но как судьба.

Все самые яркие роли, сценарии и фильмы Литвиновой – об этом: «Нелюбовь», «Богиня: как я полюбила», «Страна глухих» (снят по мотивам повести Ренаты «Обладать и принадлежать»), «Последняя сказка Риты» и многие другие.

Рената Литвинова: небожительница

В своем лице и своей деятельностью Литвинова создала целостный образ, одинаково проявляющийся во всех её ипостасях – сценаристки, актрисы, режиссера. И женственность в этом образе имеет одно из важнейших значений.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читай продолжение на следующей странице

Рената Литвинова: небожительница

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.