Одинокая старость «комического злодея»: жену посадили за шпионаж, сын спился, а дочки эмигрировали в США. Сергей Мартинсон

Гротеск не только на экране, но и в жизни – так о нём вспоминали коллеги и друзья.

Сергей Александрович Мартинсон был неординарным во всех отношениях человеком. Единственный сын шведского барона и русской дворянки в юности даже предположить не мог, что когда-нибудь станет профессиональным актёром. Не будь революции, его бы ожидало совсем другое будущее.

Гротеск не только на экране, но и в жизни – так о нём вспоминали коллеги и друзья. Сергей Александрович Мартинсон был неординарным во всех отношениях человеком.

Юноша ещё в гимназии проявлял интерес к наукам и был одним из лучших учеников школы. Кстати, там он впервые вышел на сцену детского театра. Но своё участие в спектаклях считал лишь забавным развлечением.

В доме его родителей в Санкт-Петербурге собирались известные люди. На домашнем пианино, которое ему купили родителя для занятий в музыкальной школе, неоднократно играл близкий друг семьи Александр Скрябин.

Гостями их дома были: великий Фёдор Шаляпин, князь Юсупов, балерина Матильда Кшесинская и многие знаменитости Петербурга начала двадцатого века. Все видели и знали маленького Серёжу, и тот тоже знал и помнил многих.

Несмотря на такое светское окружение, Сергей Мартинсон рос бунтарём. Сразу после революции, захваченный грандиозными идеями всемирного равенства и братства, он вступил добровольцем в Красную армию. Правда, менее чем через год он разобрался в сущности новой власти и, понимая, что до идеалов ещё очень далеко, 20-летний Сергей демобилизовался.

В 1919 году он поступил в Технологический институт и решил серьёзно заняться наукой. Но в те годы большинство научных профессоров покинули страну, и в институте больше занимались политагитацией студентов, чем их обучением предметам. И тогда Мартинсон перевёлся в Институт сценических искусств, который успешно закончил в 1923 году.

Гротеск не только на экране, но и в жизни – так о нём вспоминали коллеги и друзья. Сергей Александрович Мартинсон был неординарным во всех отношениях человеком.-2

Можно сказать, что с середины двадцатых годов началась его большая театральная карьера. Очень быстро он стал ведущим актёром театра Мейерхольда. И тогда же его впервые пригласили в кино.

"Две встречи" (1932).

«Две встречи» (1932).

Почти двадцать лет он бы настоящим королём киноэпизодов. Он не мог сниматься в главных ролях, так как каждый вечер выходил на сцену театра. Свою первую главную роль в кино Мартинсон сыграл лишь через 20 лет, в 1944 году, в фильме «Сильва». Но и позже в кино его тоже не баловали главными ролями.

"Золотой ключик" (1939).

«Золотой ключик» (1939).

Сергей Мартинсон был ярким гротесковым актёром в амплуа «комического злодея». А такие в советском кинематографе были не очень нужны. Но даже те небольшие эпизоды, которые сыграл актёр, навсегда запоминались зрителям.

"Сказка о Мальчише-Кибальчише" (1964).

«Сказка о Мальчише-Кибальчише» (1964).

В жизни Мартинсон был в значительной степени тоже «гротесковой личностью». Это особенно было заметно в советском обществе. Но, думаю, живи он в те годы, например, в США, то тоже бы ярко выделялся среди коллег. Это выражалось во всём. В его манере общаться, в его суждениях и даже просто в поведении на улице. Было ощущение, что он всё время играет какую-то роль. И только близкие знали, что таким чудноватым он был на самом деле.

Гротеск не только на экране, но и в жизни – так о нём вспоминали коллеги и друзья. Сергей Александрович Мартинсон был неординарным во всех отношениях человеком.-6

Он был трижды женат, имел сына и двух дочерей от разных жён. А ещё в его жизни была большая любовь, которой стала его вторая супруга – балерина Елена Добржанской. Причем они не зарегистрировали свой брак, так как против была сама Елена. Или как её звали близкие – Лола. Она говорила, что брак — это уже начало семьи, рождение детей и т.д. и т.п. А она пока не готова к семейной жизни. И влюблённый Сергей покорно ждал.

"Свадьба" (1944).

«Свадьба» (1944).

Правда, в 1939 году у них всё равно родился сын Александр, но хорошей матерью Елена так и не стала. Мальчика в основном растили нанятые воспитатели, вследствие чего он вырос избалованным и непутевым юношей, попал в плохую компанию и даже был осуждён за тунеядство.

"Садко" (1952).

«Садко» (1952).

Беда пришла неожиданно. В 1946 году Лолу арестовали, обвинили в шпионаже и осудили на 15 лет лагерей без права переписки. Но она не отсидела и пяти. Не выдержав тяжелейших условий, Елена скончалась в 1950 году в печально знаменитом «Воркутлаге».

Сергей об этом узнал лишь в 1955 году, когда в период широкой компании по реабилитации пытался её разыскать. Весть о смерти Лолы подкосила здоровье и самого актёра. Именно тогда у 56-летнего актёра случился первый инфаркт. Но в дальнейшем он взял себя в руки и вёл исключительно здоровый образ жизни.

"Илья Муромец" (1953).

«Илья Муромец» (1953).

Главной поддержкой и единственной отрадой были две взрослые дочери. Но и их он позже потерял. Сначала, в 1974 году эмигрировала его старшая дочь Анна. Она вышла замуж за американца и сразу же уехала в США.

Почти каждый год дочь присылала отцу официальные приглашения, но наши власти не разрешали ему выехать даже в кратковременную поездку. Опасались, что он останется там навсегда. К тому времени он был уже известным киноактёром, и его бегство из СССР могло кинуть тень на советский строй.

"Дядюшкин сон" (1966).

«Дядюшкин сон» (1966).

Позже в США уехал и его младшая дочь. Правда, это случилось уже после смерти Сергея Мартинсона в 1984 году.

Последние дни он провёл один в своей квартире, так как в то время младшая дочь активно занималась своей личной жизнью и почти не навещала отца. Хотя именно он купил ей кооперативную квартиру, чтобы та могла устроить свою семью.

"Вечера на хуторе близ Диканьки" (1961).

«Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961).

Взрослый сын пил, вел беспорядочную жизнь и тоже не интересовался судьбой отца. Хотя до этого был период, когда они несколько лет прожили вместе.

"Сказка о царе Салтане" (1966).

«Сказка о царе Салтане» (1966).

По рассказам соседей в свои последние месяцы Сергей Александрович находился в депрессии, почти ни с кем не общался, изредка выходил на улицу, не замечая никого вокруг.

Гротеск не только на экране, но и в жизни – так о нём вспоминали коллеги и друзья. Сергей Александрович Мартинсон был неординарным во всех отношениях человеком.-13

Свою последнюю роль в кино он сыграл за полтора года до смерти и потом либо отказывался, либо просто молча клал телефонную трубку, если ему звонили из киностудии.

"И жизнь, и слёзы, и любовь" (1983). Последняя роль в кино Сергея Мартинсона.

«И жизнь, и слёзы, и любовь» (1983). Последняя роль в кино Сергея Мартинсона.

Его не стало в сентябре 1984 года. Народный артист РСФСР Сергей Александрович Мартинсон был похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Сергей Полонский.

 

SkVer
Одинокая старость «комического злодея»: жену посадили за шпионаж, сын спился, а дочки эмигрировали в США. Сергей Мартинсон
Ольга Дроздова на передаче у Б. Корчевникова
Попрощалась со многими близкими людьми: поседевшая Ольга Дроздова впервые за долгое время появилась на интервью