Вижу родные и мокрые лица, Голубоглазые в большинстве… Константин Григорьев

Мало кто знает, что автором слов популярнейшей в шестидесятых годах песни «Дождь на Неве» является актёр Константин Григорьев.

Когда-то её спела Лидия Клемент, и она стала практически неофициальным гимном Ленинграда. Интересно, что на художественном совете, который должен был рекомендовать эту песню к исполнению, её сначала хотели запретить.

Кому-то не понравилось, что «голубоглазые в большинстве», но Григорьев обвёл рукой зал и сказал: «А вы на себя посмотрите». И оказалось, что у всех членов худсовета были голубые глаза.

Константин Григорьев. Фото foto-ram.ru

Константин Григорьев. Фото foto-ram.ru

Таланта Григорьеву было отмеряно с лихвой. Помимо стихов, он писал сценарии, прекрасно рисовал картины маслом, публиковал рассказы, играл на гитаре и банджо, на его либретто композитором Григорием Портновым была написана оперетта «Верка и алые паруса», которая с успехом шла во многих театрах страны.

А кроме того, он вырезал фигурки из дерева, делал ювелирные изделия из серебра и даже умел вязать на спицах. Но, разумеется, главной его ипостасью было актёрство.

Константин Григорьев. Фото newrzhev.ru

Константин Григорьев. Фото newrzhev.ru

Константин актёром мечтал быть с детства. Он даже вёл в школе драмкружок. А по окончании школы подал документы в театральный институт. Но не прошёл творческий конкурс.

Успел подать документы в архитектурно-строительный и поступил туда.

Но любовь к театру взяла своё — институт он так и не окончил. Григорьев начал заниматься в студии Выборгского Дворца культуры, там же играл в народном театре «На Выборгской стороне». И подрабатывал здесь же кочегаром.

Как-то увидел объявление о наборе в школу-студию при театре имени Ленсовета, и, хотя ему было уже далеко за двадцать, начал в ней учиться.

Постепенно ему стали доверять небольшие роли — он сыграл в спектаклях «Первый встречный» Юзефа Принцева, «Таня» Алексея Арбузова, «Опасный возраст» Семёна Нариньяни. А после того, как он окончил школу-студию, его пригласили в театр имени Комиссаржевской.

Здесь у брутального, но при этом пластичного и артистичного актёра было множество ролей, в том числе и главных. Он был занят практически во всех популярных спектаклях. «Амнистия», «Люди и мыши», «Влюблённый лев», «Принц и нищий» — тогдашний художественный руководитель театра Рубен Агамирзян не давал ему скучать.

Но именно конфликт с Агамирзяном, произошедший в начале семидесятых и привёл к тому, что Григорьев ушёл из театра имени Комиссаржевской и вообще уехал из Ленинграда в Москву.

Сейчас есть разные версии причин этого конфликта. По одной из них, однажды на спектакль в изрядном подпитии пришёл актёр Сергей Боярский — отец нашего «Д’Артаньяна всея Руси».

Агамирзяну, разумеется, это не понравилось, и он резко высказался в адрес актёра. За Боярского заступился Григорьев, и в итоге просто обматерил главрежа. Актёр Сергей Надпорожский вспоминал:

Константин Константинович резко выразился в адрес худрука, за что Григорьева тут же со скандалом выгнали из театра, вручив на прощание «волчий билет». С такой характеристикой Константину была заказана дорога в любой ленинградский театр.

Рубен Агамирзян. Фото am.hayazg.info

Рубен Агамирзян. Фото am.hayazg.info

В столице талант Григорьева также был востребован — уже в 1973 году Григорьев стал ведущим актёром театра имени Пушкина.

Перед спектаклем «Легенда о Паганини» с его участием лишний билетик спрашивать начинали от метро. А в 1981 году Константина Григорьева пригласил во МХАТ сам Олег Ефремов. Причём сразу предложил ему играть главные роли. Впрочем, это было и не удивительно, ведь к тому времени Григорьев стал уже настоящей звездой киноэкрана.

Олег Ефремов. Фото voronej.bezformata.com

Олег Ефремов. Фото voronej.bezformata.com

Первым фильмом, в котором снялся Константин Григорьев, Википедия называет картину режиссёра Льва Цуцульковского «Я — шофёр такси», вышедшую в 1963 году.

Впрочем, ни в каких других источниках подтверждения этой информации нет — везде исполнителями ролей в этом фильме названы Ефим Копелян, Ольга Волкова и Георгий Жжёнов.

К сожалению, сейчас уже невозможно установить истину, так как этот дебютный фильм молодого режиссёра чем-то не понравился тогдашнему партийному руководству, и по приказу первого секретаря Ленинградского обкома КПСС Василия Толстикова все копии были сожжены и даже смыт негатив.

Поэтому, пожалуй, будет всё же правильным считать первым фильмом Григорьева военную драму «Война под крышами», поставленную режиссёром Виктором Туровым в 1967 году. Константин Григорьев сыграл эпизодическую роль командира взвода.

Кадр из фильма "Война под крышами" (1967 г.). Пинчук - Константин Григорьев,

Кадр из фильма «Война под крышами» (1967 г.). Пинчук — Константин Григорьев,

А в 1969 году Туров снял продолжение «Войны под крышами» — «Сыновья уходят в бой», в котором роль комзвода Пинчука стала одной из главных. Кстати, несмотря на то что два этих фильма были сняты с интервалом в два года, их премьерный показ в виде дилогии прошёл в один день — 29 ноября 1971 года.

Кадр из фильма "Сыновья уходят в бой" (1969 г.). Пинчук - Константин Григорьев, Ксения - Ольга Лысенко

Кадр из фильма «Сыновья уходят в бой» (1969 г.). Пинчук — Константин Григорьев, Ксения — Ольга Лысенко

Вообще, Константин Григорьев не отказывался ни от каких, даже самых незначительных ролей. И хотя за семнадцать лет активной творческой деятельности он снялся в почти трёх десятках кинокартин, главных было совсем немного. Но даже в эпизодах он всегда был ярок.

Так, зрители помнят его Глашатая в «Двенадцати месяцах» режиссёра Анатолия Граника, начальника контрразведки капитана Федотова в «Рабе любви» Никиты Михалкова, матроса Чугая в «Хождении по мукам» Василия Ордынского и других.

Кадр из фильма "Двенадцать месяцев" (1972 г.). Глашатай - Константин Григорьев

Кадр из фильма «Двенадцать месяцев» (1972 г.). Глашатай — Константин Григорьев

Кадр из фильма "Земля Санникова" (1973 г.). Офицер - Константин Григорьев

Кадр из фильма «Земля Санникова» (1973 г.). Офицер — Константин Григорьев

Вообще до того, как мало кому известного актёра пригласил в свою картину «Раба любви» Никита Михалков, ему в кино практически не предлагали сколь либо значимых ролей. Но зато после выхода «Рабы любви» отбоя от предложений у Григорьева не было.

Никита Михалков. Фото mixyfotos.ru

Никита Михалков. Фото mixyfotos.ru

И со второй половины семидесятых до середины восьмидесятых он снимался в нескольких фильмах ежегодно. Никита Михалков рассказывал о Григорьеве:

Сущность его артистической натуры составляет острая, подвижная характерность. Григорьев очень тонко чувствует пластику характера и любому сюжетному ходу, любому режиссёрскому предложению находит мгновенное внутреннее оправдание и точные психологические повороты. Это настоящий актёр русской театральной школы переживания… Это актёр, о котором всегда мечтают режиссёры, и я, в частности.

Кадр из фильма "Раба любви" (1975 г.). Николай Николаевич - Константин Григорьев

Кадр из фильма «Раба любви» (1975 г.). Николай Николаевич — Константин Григорьев

Тогда и появились в фильмографии Константина Григорьева яркие главные роли. Такие, например, как главарь банды Серый в приключенческом детективе «Трактир на Пятницкой» Александра Файнциммера, капитан шхуны «Испаньола» Александр Смоллет в телевизионном фильме «Остров сокровищ» Владимира Воробьёва, начальник смены зимовщиков Семёнов в «Антарктической повести» Сергея Тарасова и, конечно же, начальник оперативного отряда (НачОперОт) в «Зелёном фургоне» Александра Павловского. Последний, впрочем, не главная роль, но запоминается не меньше, чем роль Дмитрия Харатьяна.

Кадр из фильма "Трактир на Пятницкой" (1977 г.). Серый - Константин Григорьев, Ирина - Тамара Сёмина

Кадр из фильма «Трактир на Пятницкой» (1977 г.). Серый — Константин Григорьев, Ирина — Тамара Сёмина

Кадр из фильма "Хождение по мукам" (1977 г.). Леон Чёрный - Зиновий Гердт, Чугай - Константин Григорьев

Кадр из фильма «Хождение по мукам» (1977 г.). Леон Чёрный — Зиновий Гердт, Чугай — Константин Григорьев

Сам же Григорьев своей любимой ролью считал роль журналиста Шнайдера в боевике казахского режиссёра Эльдора Уразбаева «Транссибирский экспресс».

Кадр из фильма "Транссибирский экспресс" (1977 г.). Шнайдер - Константин Григорьев

Кадр из фильма «Транссибирский экспресс» (1977 г.). Шнайдер — Константин Григорьев

Уразбаев позже вспоминал:

Встреча с таким актёром, как Константин Григорьев — это школа мастерства и накопления опыта. Мне было интересно работать с ним, потому что я постоянно испытывал чувство настоящего творчества.

Кстати, сцену драки Шнайдера с телохранителем японца Сайто Исидо, которого играл актёр Олег Ли, они полностью придумали сами.

Я никому до сих пор не рассказывал, а ведь сцену драки мы поставили с ним сами, потому что оба серьёзно занимались спортом, он — боксом, я — борьбой. Случилось так, что на съёмки не приехали постановщики трюков. А время шло, и тогда мы предложили Эльдору свой вариант драки. Эльдор показал отснятый материал особистам, те одобрили, сказав, что драка получилась «профессиональная».

Кадр из фильма "Антарктическая повесть" (1979 г.). Семёнов - Константин Григорьев

Кадр из фильма «Антарктическая повесть» (1979 г.). Семёнов — Константин Григорьев

Кадр из фильма "Остров сокровищ" (1982 г.). Доктор Ливси - Виктор Костецкий, капитан Смоллет - Константин Григорьев

Кадр из фильма «Остров сокровищ» (1982 г.). Доктор Ливси — Виктор Костецкий, капитан Смоллет — Константин Григорьев

Кадр из фильма "Зелёный фургон" (1983 г.). НачОперОт - Константин Григорьев, Володя Патрикеев - Дмитрий Харатьян

Кадр из фильма «Зелёный фургон» (1983 г.). НачОперОт — Константин Григорьев, Володя Патрикеев — Дмитрий Харатьян

Последним фильмом, в котором снялся Константин Григорьев, стала криминальная фантастическая трагикомедия «По Таганке ходят танки». Григорьев сыграл пациента психбольницы — шизофреника, считающего себя Миклухо-Маклаем.

Режиссёр Александр Соловьёв снял эту картину в 1991 году — премьера состоялась буквально за две недели до августовского путча.

К слову, этот фильм был для Соловьёва дебютным и так и остался единственным. Константин Григорьев снимался, уже практически не разговаривая, поэтому его роль озвучил актёр Алексей Борзунов — известный мастер дубляжа. Его голосом, например, говорит чуть ли ни половина мужских персонажей в знаменитом «мыльном» сериале «Богатые тоже плачут», включая Луиса Альберто и Диего.

Кадр из фильма "По Таганке ходят танки" (1991 г.). "Миклухо-Маклай" - Константин Григорьев, главврач - Александр Фатюшин

Кадр из фильма «По Таганке ходят танки» (1991 г.). «Миклухо-Маклай» — Константин Григорьев, главврач — Александр Фатюшин

А причиной того, что в этом фильме герой Григорьева говорит не его голосом, как и того, что с 1984 года Константина Григорьева перестали снимать, был трагический случай, произошедший с актёром накануне его дня рождения.

Семнадцатого февраля 1984 года он со своим другом, тоже актёром Борисом Борисовым, в ресторане ВТО праздновал свой грядущий день рождения — Григорьев как раз получил зарплату.

За соседним столиком сидело двое мужчин, которые в какой-то момент, как-то «не так» посмотрели на Григорьева. Тот вообще был довольно несдержан, а находясь в лёгком подпитии, ему было достаточно полунамёка, чтобы он вспыхнул.

Григорьев посчитал тех своих соседей «людьми нетрадиционной ориентации», высказал им это, а когда пошёл через пять минут покурить, то его ударили сзади по голове чем-то тяжёлым и сбросили с лестницы. Его, истекающего кровью, нашли друзья.

После этого он две недели провёл в коме, ему было сделано восемь операций, но работу левого полушария мозга так и не удалось восстановить. Диагноз «тотальная афазия» поставил крест на его дальнейшей карьере актёра.

В больнице он провёл около полугода, но вышел из неё постаревшим на десять лет. А преступников так и не нашли, хотя многие пытались это сделать. Борис Борисов пять лет проводил собственное расследование, но так ничего и не добился. Хотя ресторан ВТО закрыт для посторонних, и просто так туда в те годы было не попасть…

Борис Борисов. Фото mega-stars.ru

Борис Борисов. Фото mega-stars.ru

К чести Олега Ефремова, он не уволил Григорьева из театра. Григорьев играл небольшие роли без слов — например, Герасима в детском спектакле «Муму». Пытался задействовать Ефремов его в массовых сценах, но Григорьев начал теряться, путал мизансцены, другим актёрам приходилось под него подстраиваться.

А однажды Григорьев, получая зарплату, спросил, почему так мало? И услышав ответ от бухгалтера: «Работать надо больше, Костенька!», уволился из театра сам.

Он продал свою московскую квартиру и вернулся в Ленинград. Здесь Григорьев со своей женой Ольгой (это был его четвёртый официальный брак) поселился в трёхкомнатной «хрущёвке» на улице Васи Алексеева — практически на окраине города. Впрочем, и эта жена (по слухам, внебрачная дочь Смоктуновского) от него ушла.

Стены его питерской квартиры были оклеены афишами фильмов, в которых Григорьев снимался. Фото funnycucaracha.ru

Стены его питерской квартиры были оклеены афишами фильмов, в которых Григорьев снимался. Фото funnycucaracha.ru

Жил он затворником, в нищете и грязи, с журналистами не общался, Андрея — своего сына от первого брака, когда тот приехал познакомить Константина с внучкой, выставил за дверь.

Начал пить со случайными собутыльниками. А как-то его ограбили — отобрали только что полученную пенсию и документы. С тех пор он практически перестал выходить из квартиры. А потом обострились все его болячки. И была обнаружена онкология — рак почки.

Константин Григорьев в последние годы жизни. Фото funnycucaracha.ru

Константин Григорьев в последние годы жизни. Фото funnycucaracha.ru

Константин Константинович Григорьев скончался 26 февраля 2007 года — через неделю после своего семидесятилетнего юбилея. Он похоронен на Большеохтинском кладбище Петербурга рядом со своей матерью. На похоронах было меньше десяти человек. Деньги на похороны передал Никита Михалков.

Могила Константина Григорьева на Большеохтинском кладбище Петербурга

Могила Константина Григорьева на Большеохтинском кладбище Петербурга

Константин Григорьев похоронен рядом со своей матерью и бабушкой

Константин Григорьев похоронен рядом со своей матерью и бабушкой

Ветер лихой расчесал ковыль
На косой пробор.
Ветер-бродяга в ушах звенит,
Зовет с собой.

Взял и зачем-то состарил море
Сетью морщин.
А просто у моря — вечное горе:
Ветер всегда один.

Может быть, это не просто ветер,
А ветер времени.
А может быть совсем не ветер,
А очищение.

Константин Григорьев

SkVer
Вижу родные и мокрые лица, Голубоглазые в большинстве… Константин Григорьев
Домашняя халва без сахара: простые рецепты