Казалось бы, родиться в такой знаменитой семье — счастье. Дарья Шпаликова, дочь прославленного сценариста и поэта Геннадия Шпаликова и славной Инны Гулая, казалось бы, вытащила счастливый билет.
Но всё оказалось совсем не радужным в её многострадальной жизни. Даша сполна разделила тяжёлую судьбу своих прославленных родителей.
И. Гулая, Дарья, Геннадий Шпаликов.
Гений сценарного цеха, отец «оттепели», Шпаликов, только с недавних пор памятником стоит у входа во ВГИК.
Но жизнь его последних лет омрачилась полной невостребованностью и прижизненным забвением.
«Велика Россия, а позвонить некому. Я не знаю, зачем жить дальше», — писал Геннадий Фёдорович незадолго до ухода.
Кошмарные семь последних лет прожил он, перед тем как свёл счёты с жизнью. Однажды он высокопарно пошутил, что поэту жить больше 37 как-то даже неприлично. Так и сталось.
В своём поэтическом завещании Г. Шпаликов написал:
Не прикидываясь, а прикидывая,
Не прикидывая ничего,
Покидаю вас и покидываю,
Дорогие мои, всего!
Все прощание — в одиночку,
Напоследок — не верещать.
Завещаю вам только дочку —
Больше нечего завещать…
Судьба Инны Гулая, тончайшей, прекрасной актрисы получилась не менее драматичной, чем судьба её мужа.
Актриса тяжело переживала свою невостребованность, мучилась от безработицы последние годы, тяжело болела, и ушла из жизни в пятьдесят лет, не выдержав жестоко окружившего её мира.
Тем не менее, именно мать настояла, чтобы дочь поступила на актёрский факультет ВГИКа к Сергею Бондарчуку. Взяли её туда не за фамилию, а за настоящий талант.
Главный фильм Дарьи Шпаликовой — «Детская площадка». Он был одним из первых в её актёрской карьере.
Дарья Шпаликова сыграла там в паре с Вадимом Любшиным, сыном другого звёздного персонажа 1960-х — Станислава Любшина.
Вадим Любшин и Дарья Шпаликова «Детская площадка». 1986
Фильм получился добротным. Криминальная история времён перестройки. Неприкаянные мальчик и девочка сходятся и начинают жить вместе. В фильме показаны тяжелые социальные, и психические отношения в среде бывших детдомовцев.
Про эту среду раньше молчали. Молодые люди сами устраивают свою судьбу, даром что формально общество в лице государства дает им многое: и жильё, и работу.
Но вот опыта жизни в обществе нет. Поэтому герой Любшина попадает под влияние некого «авторитета» и ломает свою судьбу.
Незащищенные неокрепшие души — самые уязвимые для всяких негодяев. Даша Шпаликова играет человека без кожи, показывая страшное одиночество.
В этом фильме она чудо как хороша. Чем-то её красота сродни героини её матери в «Когда деревья были большими». Наташа И. Гулая там тоже сирота.
Дарья играет угловатого, детдомовского подростка, с этакой достоевщинкой в душе, готового пойти ради любимого человека на что угодно.
Так получилось этот фильм стал её главной киноработой. Хотя почти всё перестроечное время актриса снималась: «Знак беды», «Крейцерова соната», «Красный цвет папоротника», «Посещение», «Спаси и сохрани».
Но всё равно первая её главная роль в кино запечатлелась в памяти народной ярче остальных.
«Красный цвет папоротника». 1988
«Знак беды». Анютка. 1986
Уже в «Детской площадке» видны заделы, которые можно использовать и в зрелые годы.
Дарья Шпаликова могла потянуть любые роли, в том числе и классического репертуара. Кинокритики единодушно приходили к мнению, что молодой актрисе со временем будет подвластно всё.
Тем обиднее, что семейный рок все же взял от актрисы должное.
После ухода матери Дарья потерялась. Причём нельзя сказать, что у неё отношения с Инной Гулая были хорошими. Даже можно сказать обратное — их отношения были напряжёнными.
Инна Гулая, уже сильно психически подсевшая, обвиняла дочь во многих грехах. Даже в том, что она покушается на её жизнь.
Девушке в момент смерти матери было 27 лет.
Больше в кино Дарья никогда не играла. Какое-то время она пыталась найти успокоение в православной обители – полтора года прожила паломницей в Свято-Троицком Ново-Голутвине монастыре в Коломне.
Тем временем её уволили из Театра-студии киноактера, где она числилась. Тогда там шло жёсткое сокращение штатов.
А потом у Дарьи обнаружился недуг, который проявлялся всё сильнее и сильнее.
Выйдя из монастыря, Даша Шпаликова оказалась совершенно не способной к жизни в одиночестве, а встретить спутника жизни, который бы принял бы Дарью такой, какая она есть, не удалось.
Хотя пять лет она прожила с уличным музыкантом по имени Дима. Жили они тогда в родительской квартире.
Но парень оказался далеко не психолог, и похоже не сильно любил Дашу. Пожил, жирку нажил, да и сбежал.
Потом была история с неудачным поклонником Михаилом. Который только двери вышибал да скандалил. Получается, что её отношения с мужчинами только усугубили ситуацию.
Возможно, здесь карма рода проявила себя. Получается, что пока была жива мать, девушка была в силах. Уход матери словно отрезал пуповину, связующую её с реальной жизнью.
Долгие годы Дарья проходила лечение в различных больницах. С 2010 года жила в научном центре психического здоровья. Затем добровольно переселилась в специнтернат, чтобы не быть одинокой.
Несколько раз к ней приезжали телевизионщики, малаховские спецагенты, чтобы снять репортажи о ней.
Но больше это касалось скандальных новостей: квартирных афёр, социальной неустроенности Дарьи Геннадьевны.
Хотя зачем надо было работникам телеэфира показывать располневшую и уже малоузнаваемую Дарью, строить планы о будущих киноработах и проч.?
Дети часто расплачиваются за грехи и окаянные судьбы родителей.
Можно немало найти подобных примеров тяжёлых родовых отношений в сфере нашего искусства.
Хотя бы история с Егором — сыном Александра Башлачёва. Он тоже словно болтался на пуповине своей матери, и как матери не стало, совсем потерял берега и ушёл путём своего отца — шагнув из окошка…
В случае же с Дарьей Геннадьевной только и остаётся, что пожелать ей здоровья и стойкости. Жив человек — и уже хорошо.