Как трогательного Чебурашку создал деспот и тиран Эдуард Успенский

Достоевский был игроком. Это все знают. А еще ему нравились девочки-подростки, и он детально, со знанием дела описал в одной из глав романа «Бесы» совращение четырнадцатилетней Матреши главным героем Ставрогиным.

Роман выходил по частям в журнале «Русский вестник» в 1871 году. Главу про Матрешу не пустили в печать из-за ее «безнравственности». Опубликовали ее впервые в советском издании «Бесов» в тридцатые годы.

Когда читаешь эти строки, становится жутко до озноба, потому что ты словно находишься внутри Ставрогина, видишь и чувствуешь то же, что и он, и одновременно сострадаешь ребенку. И если Достоевский смог все так передать, видимо, он со злом очень хорошо знаком.

Да и нам самим не чуждо нечто подобное, разрушительное, раз описание злодейства вызывает такой мучительный отклик.

Но у нас темные желания, например, «безнаказанно обидеть беспомощного», были отщеплены и подавлены, а писатель открыл шкатулку и выпустил одно из них наружу. И его откровенность для нас полезна – мы властны над тем, что мы осознаем.

«Ты можешь стать лучше, если узнаешь о себе худшее и научишься его контролировать».

(Ирена Голуба, гештальт-терапевт)

«Уйду от вас, противные!»

Великий сказочник и мультипликатор Уолт Дисней придумал и показал изумительно красивый мир и прекрасных, добрых героев. По жизни он был мизантропом и параноиком, боялся коллег-коммунистов и доносил на них в эпоху маккартизма. Только в воображаемом мире своей мечты он был счастлив.

Эдуард Успенский, известный детский писатель, остроумный и легкий, мудрый и ироничный, создал самые добрые советские бренды – Чебурашку и крокодила Гену, кота Матроскина и дядю Федора из «Каникул в Простоквашино».

Источник фото: rodb-v.ru

И вдруг Татьяна, взрослая дочка Успенского, уже после смерти отца в открытом письме заявила, что он был деспот и тиран, страдал алкоголизмом и лечился от него в группе одиозного доморощенного философа и педагога Столбуна, который создал в своем мини-царстве культ насилия.

Оказывается, Успенский доверил закрытой школе Столбуна воспитание дочки в надежде, что тот раскроет ее таланты. А на деле в этой школе детей избивали и обижали.

Татьяна потребовала, чтобы имя отца не присваивали новой литературной премии в области детской литературы.

Получается, что Успенский был не добрейшим папочкой, а тем еще гадом.

Как такое может быть? Откуда столько света, тепла и добра оказывается в душе того, кто ненавидит собственных близких в частности и человечество в целом?

Все просто – мизантропу бывает так плохо во внешнем мире, что он создает дивный вымышленный образ и вкладывает в него весь талант и всю силу своей светлой стороны.

Она в реале не востребована. А его темная сторона чуть ли не полностью реализуется в страшной для него жизни, для творчества почти ничего не остается. И она придает выдуманным историям и героям глубину, трогательное несовершенство и сближает нас с нами.

Диснеевский Дональд Дак – селезень вспыльчивый, грубоватый, нервы друзьям потрепать умеет, да и влипает в неприятности по своей вине – но он преданный и верный. Совсем как мы.

А крокодил Гена – это же трагический герой, ранимый, запертый в свою некрасивость, депрессивный, очень добрый и одинокий, чье сердце отогрел смешной, доверчивый и наивный Чебурашка.

Автор: Галина Панц-Зайцева при помощи консультанта Ирены Голубы, гештальт-терапевта

 

SkVer