Людмила Савельева: наша Наташа

5. «Литературная» актриса

Людмила Савельева: наша Наташа

Роль Наташи Ростовой была для Савельевой не только дебютной, но и главной в ее кинокарьере. Ничего более живого и полнокровного сыграть больше не удалось. Она вообще снималась довольно мало, хотя предложений хватало. Актриса была очень разборчива в выборе материала и от большинства ролей просто отказывалась. Ей не хотелось постоянно играть одно и то же или пустые роли.

Людмила Савельева: наша Наташа
«Я же не профессиональная драматическая актриса! Поэтому играю только те роли, которые мне по-настоящему нравятся. Я никогда не рвалась в кино только ради того, чтобы сниматься, и от многих предложений отказывалась», – объясняла Савельева.

Людмила Савельева: наша Наташа
Взглянув на фильмографию Людмилы, легко заметить, что она очень «литературная» актриса – самые интересные её роли – в экранизациях литературных произведений. «Для меня много значила литературная основа. Пока снималась у Бондарчука, спала с томиками «Войны и мира» под подушкой. Поэтому, когда мне предлагали какие-то подделки, роли розовых барышень, отказывалась. Хотелось сыграть героиню, совершенно не похожую на Наташу», – говорит Савельева. И хотя ее фильмография не насчитывает и 20 ролей, многое все же удалось.

Например, в 1970 году Людмила сыграла одну из главных ролей в фильме «Бег», снятом по мотивам произведений Михаила Булгакова. И в то же время исполнила роль Нины Заречной в экранизации «Чайки». Потом был «Всадник без головы» по одноименному произведению Майн Рида, яркий джазовый мюзикл «Шляпа» по повести Виктории Токаревой «Ехал Грека», экранизация пьесы Виктора Розова «С вечера до полудня».

Людмила Савельева: наша Наташа
Если в историю мирового кино Савельева вошла одной ролью – Наташи Ростовой, то в советском кино ее амплуа заметно шире. Она заявила о себе, как о талантливой актрисе, которую «мы знаем преимущественно по тонкой и умной интерпретации образов классической литературы», – как сказал кинокритик Сергей Кудрявцев.

6. После славы

С конца 80-х Савельева почти перестала сниматься. Яркими исключениями стали ее работы в картинах Сергея Соловьева, с которым она постоянно сотрудничает в последние годы. Людмила сыграла в его картинах «Чужая белая и рябой», «Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» и «Нежный возраст». Благодаря Соловьеву же в 2007 году актриса вернулась в мир Льва Николаевича Толстого, сыграв княгиню Щербацкую в экранизации «Анны Карениной».

Людмила Савельева: наша Наташа
Роль Наташи Ростовой во многом определила судьбу Людмилы Савельевой. И в некотором смысле, не только профессиональную. Наташа у Толстого к концу книги превращается из легкой, звонкой, взбалмошной и увлекающейся девушки в настоящую мать семейства и посвящает свою жизнь детям.

Отчасти нечто похожее случилось и с Савельевой. Из-за кино так и не сложилась ее профессиональная судьба в балете (хотя сначала Людмила пыталась совмещать), а после периода всемирной известности начался заметный спад и в кинокарьере. Савельева мало снималась и со временем почти полностью ушла в частную жизнь.

Людмила Савельева: наша Наташа
В последние годы желтая пресса много писала о том, что Александр Збруев живет на две семьи. Но похоже, что Савельева выдержала и это испытание. Она не стала героиней светских хроник и скандальных телепередач, и расспросы журналистов о личной жизни пресекает на корню, сохраняя поистине аристократическое достоинство.

SkVer