Вы знали, что Народный артист СССР Владимир Басов, запомнившийся публике по выдающимся характерным ролям, одновременно был высоко профессиональным и востребованным режиссером? А также очень порядочным, по-настоящему добрым человеком.
Капитан-орденоносец – студент ВГИКа
Сын красного комиссара и народной учительницы-книгоноши, родился, как писал позже сам, «проездом»:
Мы много переезжали. Турксиб, Волга, Воронеж, Липецк, Курск… Мама так всю страну, считай, объехала, таская мальчонку под мышкой… В 31-м отец трагически погиб, сражаясь со среднеазиатскими басмачами, и мы переехали к дяде под Москву …
Владимир собирался поступать во ВГИК сразу после школы, но началась война. Он ушел добровольцем, прибавив себе год. Успешно воевал в артиллерийских войсках, рос в званиях, не оставляя мечты об искусстве. Писал матери:
Я слегка занимаюсь театральной деятельностью. Организовываю самодеятельные концерты на передовой. Представляешь, еще вчера бойцы и командиры стреляли из орудий, отражали атаки варваров, а сегодня веселятся и веселят друг друга…
Из Басова обещал вырасти хороший командир, и ему предлагали остаться в армии. Но сердце Владимира принадлежало театру. Он демобилизовался в звании капитана и поступил во ВГИК уже в 45-м.
Мастер экранизаций
Это был смешанный актерско-режиссерский курс Юткевича и Ромма. Басов считался одним из лучших студентов. Педагоги поддерживали его всю жизнь. Он и впрямь с самого начла взял высокую планку. Швейцер писал о Басове:
Художник невероятного мастерства, враг «приблизительности» в чем бы то ни было. Он обладал точным видением кадра, находил и фиксировал точнейшие детали, вплоть до выражения глаз
Владимир Павлович никогда не устраивал проб на роль. Заранее решал, кто именно подходит к роли, и ни разу не ошибся. Для него было характерно очень бережное отношение к авторскому сценарию. Басовские экранизации – от гайдаровской «Школы» до булгаковских «Дней Турбиных» — эталонны.
Никакой «отсебятины», лишь высокопрофессиональный «перевод» литературы на язык кинематографии. Они стали классикой. А вершиной басовской режиссуры по праву считается «Шит и меч» — один из первых советских фильмов «про разведчиков».
«Своим актерским рождением я обязан Данелии»
Басов писал, что ощущал любовь к лицедейству, сколько себя помнил. Но став режиссером, об актерской карьере уже не помышлял. И вдруг Георгию Данелии пришла в голову мысль дополнить уже почти готовый «Я шагаю по Москве» эпизодом с ворчливым комичным героем. Он «поймал» Басова в туалете «Мосфильма» и уговорил сняться – умение Басова невероятно смешно «отыгрывать» забавные истории было уже широко известно среди коллег.
И действительно образ ворчуна-полотера стал «изюминкой» картины. Деваться после этого Басову было некуда – его принялись наперебой приглашать на характерные роли. Он уже не сопротивлялся. Как говорила дочь:
Я в детстве ужасно переживала, что папа вечно играет каких-то странных отрицательных персонажей… Боялась, что меня станут дразнить «Дуремаровой дочкой». А ему как раз нравилось такое играть. Говорил, что мечтает сыграть метлу или табуретку
И еще Сирано де Бержерака — это была актёрская мечта Басова, так и неосуществившаяся. Он часто вздыхал:
Вон они все с накладными носами играют. А у меня свой есть! Эх, как бы я сказал этот монолог про нос…
Персонажи Басова придавали особый колорит всем картинам, в которых он сыграл. Правда, неискушенные зрители, случалось, путали его с Евстигнеевым, у которого было похожее амплуа. Смеясь, вспоминали в семье:
Как-то в Одессе мы зашли за тортом и увидели табличку «переучет». Володя подошел к прилавку и так ласково попросил «Может, сделаете исключение артистам?» Продавщица встрепенулась, расплылась в улыбке и восклицает: «О! Для Вас, товарищ Евстигнеев, все, что угодно!»
«Советский денди»
Басов обожал красивые вещи, любил жить «с шиком». Мог себе позволить – работая быстро и продуктивно, был очень востребованным и обеспеченным режиссером. Но некоторые проявления элитарности были ему не по нутру:
Он получил большие деньги за «Щит и меч». Решили купить дачу – он хотел настоящую виллу. Барин же! Приехали смотреть дом конструктора Лавочкина. И тут ВП бросилось в глаза несоответствие – 2 гектара, роскошный дом, дубовые панели, а за забором – участки по 4 сотки, с маленькими домиками… Ему стало стыдно, и мы остались без дачи.
Басов не любил просить за себя, но другим помогал всегда. Независимо от того, нравился ему человек или нет. Сын говорил:
Я как-то спросил его: «Пап, ну зачем ты помогаешь этому негодяю?» И он ответил фразой, которую я навсегда запомнил: «Я всегда становлюсь на сторону слабого, сынок». Отец был строг, но палку не перегибал. Как-то в письменной форме предъявил мне ультиматум за курение в юном возрасте, положив конверт мне на стол. Там была фраза: «Или ты куришь, или мы больше не друзья». Курить я не бросил – отец сам подавал такой пример – смолил ужасно»…
Знавшие Басова отмечали, что его актерское обаяние было уникальным, лишенным сарказма и ядовитой иронии. Но в быту ирония проскальзывала. Находясь в 68-ом в Чехословакии в самой гуще протестов, Басов несколько дней спал в одежде. На недоумение супруги лишь восклицал:
Извини, но со спущенными штанами на заборе висеть не желаю…
Владимир Басов был полон открытости и какого-то братского расположения к каждому. Некоторые даже говорили, что хорошо – хоть и жалко – что он умер накануне Перестройки. «Новая реальность» ему бы сильно не понравилась… Вы с этим согласны?