Нераскрытая тайна гибели молодой актрисы на съёмочной площадке в 1960 году. Месть режиссёра или преступная халатность?

В истории кинематографа известно немало случаев, когда смерть актёра наступала на съёмочной площадке.

В основном это связано с несчастными случаями, хотя бывало, что артиста подводило здоровье.

А еще случалось, когда смерть была кем-то спровоцирована. И, возможно, даже намеренно.

Инна Бурдученко в фильме "Иванна" (1959).

Инна Бурдученко в фильме «Иванна» (1959).

В 1960 году на Киевской киностудии шли съёмки фильма «Цветок на камне».

По сюжету кинокартины одна из героинь, которую играла 21-летняя актриса Инна Бурдученко, должна была вынести из горящего барака Красное комсомольское знамя.

Во время съёмок третьего дубля молодая актриса получила ожоги, несовместимые с жизнью, и через несколько дней скончалась на руках у врачей.

Особый трагизм этой истории придавало то, что Инна была беременна, и они с мужем ожидали в своей семье первенца.

"Иванна" (1959).

«Иванна» (1959).

К тому времени Инна Бурдученко уже была достаточно известной актрисой после главной роли в фильме «Иванна», который за год до трагедии вышел на экраны страны и имел большой успех.

Она еще училась в киевском театральном институте, но уже почувствовала себя опытной актрисой, поэтому на съёмках своего второго фильма иногда позволяла себе спорить с режиссером при обсуждении своей роли.

А режиссером того фильма был Анатолий Алексеевич Слесаренко, выпускник режиссерского факультета киевского театрального института, герой войны.

"Иванна" (1959).

«Иванна» (1959).

Через много лет, в конце восьмидесятых, он будет разоблачен как немецкий коллаборационист, который во время войны на оккупированной территории сотрудничал с немцами, а в армии никогда не служил. Он просто присвоил себе чужую биографию и военные награды.

Но в те годы его репутация и авторитет были безупречными. А тут какая-то молодая пигалица пытается ему объяснить что-то про войну только потому, что сама сыграла геройскую партизанку в предыдущем фильме.

"Иванна" (1959).

«Иванна» (1959).

Что касается той роковой сцены, в которой Инна Бурдученко получила ожоги, несовместимые с жизнью, специальная комиссия выяснила, что как минимум режиссер проявил преступную халатность.

А ведь многие члены съемочной группы считали, что режиссер намеренно спровоцировал те события, которые привели к такому печальному итогу. Уж больно он недолюбливал молодую актрису-выскочку.

"Цветок на камне" (1960)

"Цветок на камне" (1960).

«Цветок на камне» (1960)

По сюжету молодая идейная комсомолка вбегает в охваченный огнём дом, чтобы вынести и спасти Красное знамя.

Специально построенный для съемок барак обильно полили керосином, подожгли, и по команде режиссера актриса должна вбежать в дом и потом выйти из него, прижимая к груди красное полотнище.

«Цветок на камне» (1960).

После первого дубля оператор уверенно сказал, что все камеры сработали нормально и что эпизод успешно снят сразу с трёх точек.

Но режиссер, видя, что здание продолжает гореть, приказал снять еще один дубль.

Оператор и ассистенты быстро подготовились, и Инна второй раз шагнула в горящий дом. И опять оператор доложил режиссеру, что и второй дубль снят без сбоев.

Но Слесаренко неожиданно для всех приказал снять еще один, третий дубль этой сцены.

На этот раз сама актриса огрызнулась, но спорить не стала и приготовилась к команде «Мотор». Сразу после команды, как только она ступила в уже сильно охваченный огнем барак, тот рухнул прямо на неё.

Её удалось быстро достать из-под горящих балок, но ожоги были слишком тяжёлыми, чтобы выжить.

Следствие позже выяснило, что виноват был именно режиссер, который не учёл чужие предупреждения и самонадеянно отдал эту преступную команду на третий дубль.

Его приговорили к пяти годам заключения и потом еще к пяти годам запрета заниматься режиссерской работой.

Могила Инны Бурдученко (после смерти ей добавили фамилию мужа Кирилюк) на Байковом кладбище в Киеве.

Могила Инны Бурдученко (после смерти ей добавили фамилию мужа Кирилюк) на Байковом кладбище в Киеве.

Освободился он по УДО раньше срока и после снятия запрета на профессию много лет отработал режиссером на Киевской студии хроникально-документальных фильмов.

И вот уже в период перестройки в результате журналистского расследования «Литературной газеты» выяснилась вся нелицеприятная правда об Анатолии Алексеевиче Слесаренко в годы войны. Он был с позором исключен из Союза кинематографистов и уволен из киностудии.

Но вскоре СССР развалился, Украина стал независимой, и подобные этому режиссеру личности даже стали в почете как «борцы с советской оккупацией».

Анатолий Алексеевич Слесаренко успел получить почести и льготы от новой власти как «пострадавший от советского режима», но прожил недолго.

В начале 1997 года после продолжительно болезни 73-летнего бывшего режиссера не стало.

А вместе с ним и ушёл ответ на вопрос: так всё-таки, это была месть актрисе или лишь преступная халатность?

 

SkVer
Нераскрытая тайна гибели молодой актрисы на съёмочной площадке в 1960 году. Месть режиссёра или преступная халатность?
Кадр из фильма «Маленькая Вера» (1988)
Диагноз поставили слишком поздно: жизнь и судьба Александра Ленькова