— А что, Санюшка уже выздоровела? — Спросила тетя Лена и потерла ладонью лоб, так, будто она чем-то сильно озадачена.
— Да, — Ответила Яна и улыбнулась. Каждый раз, при мельчайшем подозрении на болезнь дочери, она винила себя. Мол, не досмотрела, упустила, не смогла защитить. Хотя болела Санюшка в свои два с половиной года не так уж и часто.
Первый раз довольно сложно. Откуда-то подхватила ветрянку. Откуда? Контактов с другими детьми не было. Кто и как притащил ее малышке заразу, понять было невозможно. Хотя может быть в поликлинике, на плановом осмотре? Почти пять дней дочка болела тяжело. Высокая температура. Волдыри по всему телу, особенно на ножках и под памперсом….
Такие воспоминания, приводили Яну в ужас. Всё, как в книгах пишут, холод внутри. Точнее и не скажешь.
В этот раз, дочка переболела легко. Началось все с высокой температуры, а через три дня, болезнь будто выключили.
— А что, Санюшка уже выздоровела? — Спросила тетя Лена.
— Да, — ответила Яна.
-Ах, как жаль! У меня такое новое лекарство противовирусное! По возрасту!- Она опять потерла лоб ладонью. — Ладно. В следующий раз применим.
Тетя Лена была фармацевт. Грамотный и довольно известный. Помимо этого, она отличалась характером, что называется, решительным. Каковым сама Яна похвастаться не могла.
— Спасибо, тетя Лена. — Яна не хотела ей перечить, знала, что совет и помощь с лекарствами всегда понадобятся.
— А как там с соской у нас? — спросила тетя Лена. — Отучили уже, надеюсь?
— Отучаем, — поторопилась ответить Яна, — пока не отучили ещё до конца… Очень плачет.
Вдруг Яна сама поняла, что вот, бояться какой-то тети Лены стыдно, что вот эта постоянная зависимость от чужого мнения, тоже стыд и что нужно было бы с этим как-то бороться. Бороться больше, чем с дочкиной зависимость от соски.
— Три года! Ребенку три года! Она уже читать скоро начнёт, и все с соской, надо отучать.
— Пока не знаем, как справиться. Уж и отбирали, и прятали. Бабушка советует….
— Что там бабушка? — тетя Лена опять потерла лоб рукой и поморщилась. — Есть научные методы. Посмотрите в интернете. Методы расставания, терпеливо-педагогические. Но жёстко. Прикус испортить не боитесь?
Яна боялась испортить прикус. Поэтому бросилась искать терпеливо-педагогические методы.
Все вокруг предлагали способы. И быть жестче. И объяснить. И наказать.
Но все, буквально все, признавали позднюю дочкину дружбу с соской серьезным медицинским вопросом.
Яна посмотрела доброго доктора Комаровского. Он решал эту проблему с улыбкой. Мол, лучше всего с детьми, разберутся сами дети. Ведите ребенка в песочницу. А там другие дети скажут ему, что с соской ходить не очень правильно.
Яна боялась того, как дети в песочнице расскажут Санюшке, что она ведёт себя неправильно. Но Комаровскому Яна верила. Улыбчивый доктор плотно обосновался в ее сердце, занял важный уголок…
«Ничего, — думала Яна, — это элемент социализации. Санюшка должна знать, что не одна на свете живёт».
Собирались гулять.
— Ты соску взяла свою?
— Взяла, мам. — Ответила Санюшка, смешно моргнув своими голубыми глазками и похлопала по карманчику на платье. — Соска мой старый друг.
— Ну вот и идём в песочницу. — Щека Яны чуть дернулась, — найдем тебе ещё друзей.
У песочницы было много мам с детьми. Дети разные, мальчики и девочки от двух до пяти играли в песок. Кто вместе, а кто поодиночке.
Санюшка подошла к ним и встала рядом, видимо не зная, как и к кому присоединиться. Достала соску и принялась мять ее во рту. На это тут же откликнулся малыш, лет пяти.
— Фу, с соооооской!
Санюшка отвернулась и, взяв свое ведёрко, принялась ковырять песок.
Яна кивнула. Сдержала желание как-то помочь Санюшке социализироваться и села на скамейку с краю.
Между мамашами шел увлекательный диалог о значении общего анализа крови в дифференциации бактериальной и вирусной инфекции. Соэ сражался с с-реактивным белком, а лейкоциты сплетались с тромбоцитами… Курили. Спорили. Делились опытом. Яна с удовольствием включилась, отметив обширные знания коллег.
Оставшись без присмотра, дети начали активный процесс социализации.
К Санюшке подошёл плотно сбитый лупоглазый карапуз лет четырех.
— Это ты чего, соску сосешь?
— Да. — Санюшка сразу напряглась, приготовясь отразить атаку.
— Это не хорошо. А мне не разрешают.
— Мне можно пока. Мама говорит.
— Мне тоже можно. — Малыш задумался. — Дай пососать.
— Нельзя. Это моя.
— Жадина? Я ж немножко.
Санюшка уже знала, что с детьми надо делиться. И протянула малышу своего «старого друга».
Тот схватил соску и привычным движением засунул в рот.
— У меня другая была. — Сказал он. — Немецкая. С музыкой.
— Тоже отобрали?
— Отобрали.
— А у меня комары унесли. — Это была ещё одна девочка. Черненькая с карими армянскими глазками. — Дайте мне тоже.
— Бери — сказала Санюшка. — У нас все по очереди.
Через десять минут соска прошла полный круг, окончив свой путь во рту мальчика кричавшего фу.
Именно в этот момент мудрые мамаши обнаружили своих детей, выстроившихся в кружок и передающих друг другу микробов и вирусов, которые потом легко дифференцируются по анализу крови.
Разразился скандал. Все кричали друг на друга. А потом все вместе на Яну, притащившую ребенка с вредоносной соской. Яна чувствовала себя ужасно.
Но огрызалась. Как могла.
Вечером соску у Санюшки унесли комары. Ничего лучше Яна не придумала.
Санюшка, высматривала за окном комаров, искала соску и плакала.
— Ну, что ты все плачешь? — Спросила вконец измученная Яна. — Соску жалко?
— Нет, — ответила дочка. — Мне не соску жалко. Мне ту девочку жалко. Из песочницы. У нее тоже соску унесли комары.
В конце концов, комары взяли верх. Санюшка прекратила искать соску и плакать. Это была победа. Но стоило Яне обрадоваться, как наступила другая неприятность.
— Что это у нее за волдырь на пальце?! — Спросила тетя Лена, приехавшая в гости.
— Волдырь? — спросила Лена и смутилась. — Точно волдырь. Может заноза подгнила. Она не жаловалась.
Тетя Лена потерла лоб ладонью.
— Заноза, дай посмотрю, у меня есть отличный новый антисептик. — Осмотрев протянутый палец, она сказала, — нет. Какая там заноза. Да она просто палец сосет. Вот волдырь уже насосала.
— Ты что палец сосешь?!- Яна почему-то испугалась.
— Нет, — ответила Санюшка и засунула палец в рот.
Решение смазывать пальцы горчицей предложила свекровь:
— Всем и всегда так делали! И в раз переставали безобразничать!
— Но все же это как-то не очень… Жестоко что ли…
— Ничего. Надо пожестче. Распустила ты всех. И сына моего надо бы приструнить. Вон уже девять почти, а он все на работе. И приходит довольный. В белой рубашке.
Вечером, укладывая Санюшку Яна сдалась и намазала ее пальчик с мозолью — горчицей. Санюшка тут же сунула его в рот.
— Горько! Что это?!
— Это горчица!
— Зачем?
— Если ты будешь сосать палец, зубы вырастут кривые и ужасные.
— Тогда ладно. Мажь горчицей.
Дочка соглашалась мазать и покорно протягивала пальчик каждый вечер.
А когда дело шло ко сну, и ей включали «Спокойной ночи малыши», вместо «и поймать перо Жар-птицы» пела — «И поймать пирог с горчицей».
— Не пирог с горчицей, а перо жар-птицы !- Огорчалась Яна.
Но все вокруг поддерживали ее.
Тем вечером Яна сильно поругалась с мужем. Он возвратился ещё позже обычного и отвратительно пах чужим парфюмом. Вот сколько у человека может быть проблем? Дочка никак не отучится от вредной привычки. С мужем там что-то не то…
Хорошо хоть «пирог с горчицей» действует.
Успокаивая себя этим, она вошла в дочкину комнату. И обнаружила Санюшку спящей с пальчиком во рту. Горчица была размазана по простыне и наволочке.
Санюшка спала и улыбалась.
Сама не зная почему, Яна села на краешек кровати и опустила голову на руки.
— Мам, ты чего плачешь? — Санюшка проснулась и открыла глаза.
— Я не плачу.
— Не плач. Мне хорошее приснилось.
— Что тебе приснилось?
— Пирог с горчицей. Он такой вкусный. Как сливки с клубникой. Слаааадкий такой. Так что теперь не надо пальчик мазать. Зубы вырастут ровные…
— Конечно, — ответила Яна. — Зубки вырастут ровные. Как жемчужины…
Но Санюшка уже спала и в ее невидимом мире не было тети Лены, не было свекрови, не было социализации.
В нем были пироги с горчицей.
Вкусные и сладкие как сливки с клубникой.
© Борис Мирза