Шукшин увидел в ней киноактрису: она стала известной лишь в 62 года, судьба «народной бабушки» советского кино Марии Скворцовой

Эту актрису, которая играла бабушек и матерей, многие знают в лицо, но мало, кто помнит ее имя. На ее счету только одна главная роль (в фильме «Прости-прощай»), а все остальное — мастерски сыгранные эпизоды. На экранах она появилась, когда ей было уже за 60, и киноактрису в ней открыл Василий Шукшин.

"Калина красная"

«Калина красная»

Творческий путь

Мария родилась в 1911 г. в Тульской обл., воспитывалась в семье крестьян. Когда ей исполнилось 10 лет, родители отправили Марию в столицу к старшим братьям, и далее она росла под их присмотром. Девочка обладала хорошим голосом, пела в церковном хоре, но никогда и подумать не могла, что станет артисткой.

Когда ее приятельница захотела поступать в театральную студию при Всесоюзном радиокомитете, то Мария решилась пойти на прослушивание вместе с ней. Она смущалась своего низкого роста и ничем не примечательной внешности, так как думала, что в актрисы таких не берут, но ее приняли на курс Серафимы Бирман.

Марии учеба давалась нелегко, но она очень старалась и благополучно получила диплом. В 1945 году она устроилась в ТЮЗ Москвы, где прослужила более 30 лет. Она каждый день играла спектаклях, а бывало, что приходилось выступать и утром, и вечером. Из-за такой занятости актрисе совершенно не было времени подумать о съемках в кино и ходить на пробы.

Съемки в кино

Когда ролей стало не так много и актриса уже готовилась выходить на заслуженный отдых, наступил новый этап в ее карьере. Василий Шукшин собирался снимать фильм «Калина красная» и искал актрису на роль матери Любы. Мария идеально смотрелась в паре с Иваном Рыжовым, и режиссер предпочел выбрать ее вместо известной актрисы Нины Сазоновой.

В марте 1974 г. состоялась премьера этой драмы, а в октябре режиссера не стало. Так его последняя режиссерская работа подарила известность 62-летней Марии Скворцовой и сделала ее одной из самых востребованных киноактрис на долгие годы.

Марию Скворцову сразу задействовали в фильме «Вечный зов», где она исполнила роль матери Молчуна, и каждый год она появлялась в нескольких лентах. Среди фильмов с ее участием: «Фронт без флангов», «Приезжая», «Белый Бим Чёрное ухо», «Одиноким предоставляется общежитие», «Гостья из будущего». В 80-х она снималась в «Фитиле», а также в «Ералаше».

Актриса исполнила несколько эпизодических ролей в начале 90-х, но потом отказалась участвовать в низкосортных фильмах. В 1992 году она сыграла служанку Анфису в фильме «Если б знать…», который получился вольной интерпретацией «Трех сестер» Чехова. Этот фильм ее очень разочаровал.

Марию Скворцову по праву можно назвать прекрасным мастером эпизода, ведь самые маленькие роли в ее исполнении невозможно забыть. Профессионализмом актриса обязана своей преподавательнице Серафиме Германовне, которая добивалась от студентов достоверной и естественной игры.

"Приезжая", 1977 г.

«Приезжая», 1977 г.

О личном

В 1941 году актриса вышла замуж за режиссера Ирбитского драмтеатра Семёна Скворцова. Они вместе участвовали во фронтовых концертах, а потом оба устроились в ТЮЗ. Супруги прожили в любви и взаимопонимании всю жизнь, вырастили сына.

В 1988 году Семена Скворцова не стало, а в 1991 году ушел из жизни их сын. У него были дочь и внуки, но они решили эмигрировать в Америку, и Мария Савельевна осталась одна. Она прожила 89 лет, покинув этот мир в 2000 году.

Мария Скворцова не имеет званий, но для зрителей она навсегда останется народной бабушкой. Актриса отличалась принципиальностью и прямолинейностью, не боялась поднимать неудобные вопросы на собраниях и была беспартийной. А единственная ее награда — грамота за работу в военные годы.

"Экипаж"

«Экипаж»

 

SkVer
Шукшин увидел в ней киноактрису: она стала известной лишь в 62 года, судьба «народной бабушки» советского кино Марии Скворцовой
Живем, пока есть смысл жить