«Служебный роман»: про плохую Рыжову и хорошего Самохвалова

«А что плохого в Самохвалове? Он все делает правильно: верен жене, заинтересован в карьере. Он даже Новосельцева не предает, а говорит Калугиной чистую правду, из лучших, кстати, побуждений ее предупреждает. Он же не знает, что у них уже любовь, он уверен, что это все ещё часть «коварного» плана.

Да, в этом фильме вообще только два положительных героя — Самохвалов и Калугина».

Вот такое популярное нынче мнение, товарищи. И ведь не поспоришь, все аргументировано. Если не копнуть чуть поглубже.

Кадр из фильма «Служебный роман» (1977)

Кадр из фильма «Служебный роман» (1977)

Уж не знаю, что за тренд такой пошел в сети, но каждый уважающий себя блогер и автор уже высказался на эту тему. А мы с вами чего сидим? Давайте уже, наконец, разберемся, кто в этой истории плохой, а кто хороший.

Меняется мир, меняются люди

Самое интересное, что раньше мысль о том, что Самохвалов — положительный герой, попавший в «неудобные» обстоятельства никому и в голову не приходила. Уверена, что и Эльдар Александрович, давая герою такую говорящую фамилию, ничего такого не думал.

Да и сам Басилашвили однажды упрекнул режиссера: «Что же вы мне все роли каких-то мерзавцев даете?»

Но времена меняются, теперь и Самохвалов не так уж плох. Или новые зрители просто не очень внимательны? Ведь дьявол (и суть), как известно, в деталях.

Давайте потратим пару минут и разберем несколько поступков (и их мотивов) Юрия Григорьевича Самохвалова.

Кадр из фильма «Служебный роман» (1977)

Кадр из фильма «Служебный роман» (1977)

«Мой человек»

С первых минут появления на экране, Самохвалов производит хорошее впечатление: рад старым друзьям, не кичится должностью и с готовностью предлагает бывшему сокурснику повышение, но фразочка о нужных ему «своих людях» слегка портит общее впечатление.

Карьерист

Самохвалов — стопроцентный карьерист. На званом вечере Юрий Григорьевич расспрашивает Рыжову о коллеге-начальнике, что выглядит не то, чтобы некрасиво, но как-то не к месту.

Кадр из фильма «Служебный роман» (1977)

Кадр из фильма «Служебный роман» (1977)

Скорее всего Самохвалов в замах у Калугиной временно. Он только что из-за границы, хорошего директора ему не подсидеть, он метит в министерство и эта должность только очередной шаг к цели, вот и собирает сведения, которые сейчас интересуют его намного больше, чем воспоминания юности.

Письма Рыжовой

О письмах в коллективе узнают намного раньше, чем Самохвалов передает их Шуре. Это заслуга Верочки. И вот слухи уже поползли, не сегодня-завтра о них узнает и жена Самохвалова, он просто защищает свою семью и карьеру.

Да, вроде бы все так, но это не отменяет низости поступка, о чем и говорит Калугина.

Кадр из фильма «Служебный роман» (1977)

Кадр из фильма «Служебный роман» (1977)

Месть Новосельцеву

То, что Самохвалов предупреждает Калугину из добрых побуждений, может утверждать только очень невнимательный зритель.

Сначала от повышения отказывается сам Новосельцев и просит друга больше не поднимать этот вопрос. Позже Верочка объясняет ему перемену в Калугиной романом с Новосельцевым, о котором «все знают». Так что, простите, но Самохвалов в курсе происходящего.

В конце концов, он сам сказал, что «даст сдачи», но по-другому.

Кадр из фильма «Служебный роман» (1977)

Кадр из фильма «Служебный роман» (1977)

Оля в «жутких розочках» и другие

Больше всего критики досталось, конечно, Рыжовой. Мол, заскучала Оленька при муже с язвой, приметила более выгодный объект и вцепилась в него. Бессовестно плюет на его семью, навязывается и вообще ведет себя неприлично.

Не забыли и про Новосельцева. А этот что о себе возомнил? Ему на ботинки детям не хватает, конечно, директор с нормальной зарплатой для него выгодный вариант.

Верочка — вообще вселенское зло. Сплетница и работница никакая.

Вот такое вот, друзья мои, кино. Про карьеру, деньги, цели и выгоду.

Кадр из фильма «Служебный роман» (1977)

Кадр из фильма «Служебный роман» (1977)

Самое главное

Логично, что со временем все мы становимся более жестки и циничны, но почему-то получается, наоборот. Новые зрители, разбирая прекрасный фильм, абсолютно исключают из него главный движущий мотив всего происходящего — любовь. И это обидно.

Но оставим лирику и вернемся к главному — Самохвалов — плохой или хороший человек? Вы-то как считаете?

 

SkVer
«Служебный роман»: про плохую Рыжову и хорошего Самохвалова
Что случилось в отеле "Вайнкофф"
Что случилось в отеле «Вайнкофф»