Актёр-хулиган, разводивший голубей под крышей Малого театра

Виктор Павлов, несомненно, был одним из лучших мастеров театрального искусства.

Он был мастером всех жанров — остросоциальных драм, исторических сценариев, литературных и детских фильмов.

Необыкновенный актёрский талант Виктора Павловича и виртуозное владение своим ремеслом позволяют говорить о нём, как об одной из самых ярких звёзд на небосклоне отечественного театрального и киноискусства.

Виктор Павлович Павлов (5 октября 1940 — 24 августа 2006). Изображение из интернета*

Виктор Павлович Павлов (5 октября 1940 — 24 августа 2006).

Родился Виктор Павлович Павлов в Москве 5 октября 1940 года. Папа был инженером, мама — по профессии врач, работала гинекологом в городской больнице. Через год после рождения сына началась Великая Отечественная война, и отец будущего актёра отправился на фронт. Павлу Павлову повезло вернуться живым, и со временем глава семьи стал влиятельным государственным служащим — он занял важный пост в Министерстве сельского хозяйства.

Именно отец привил Вите любовь к искусству. Семья жила недалеко от МХАТа, Центрального дома актёра и Театра имени Вахтангова. Его отец часто посещал их, и каждый раз брал Виктора с собой — Павел был рад, что его сын интересуется искусством. Хотя Виктор любил театр, во дворе и в школе он был известен как отъявленный хулиган — часто участвовал в драках, в одной из которых повредил ухо, оставшееся немного деформированным.

В восьмом классе Павлов попал в плохую компанию и был замешан в краже со взломом, за что чуть не попал в колонию. Только высокий пост отца помог ему избежать сурового наказания.

Трудного подростка не приняли в девятый класс, поэтому ему пришлось учиться в вечерней школе для трудящейся молодёжи, а также работать слесарем на заводе.

В это же время он начал посещать театральный кружок при Доме учителя, который вёл Вадим Богомолов, режиссёр МХАТа. Богомолов убедил одарённого мальчика учиться в театральном институте вместо Московского высшего технического училища имени Баумана, куда Павлов первоначально хотел поступать.

В 1959 году Виктор подал документы в Школу-студию МХАТ, Щукинское и Щепкинское училища, и все вузы были готовы его принять. Виктор выбрал Школу-студию МХАТ, но преподаватели Вера Пашенная и Николай Анненков, возглавлявшие актёрский курс в училище при Малом театре, пригласили талантливого мальчика к себе.

Когда Виктор узнал, какие мастера будут его учителями, он сделал выбор в пользу училища имени М. С. Щепкина. Среди его однокурсников были Олег Даль, Виталий Соломин и Михаил Кононов.

Курс был очень способным. Ещё будучи студентами, ребята выходили на сцену Малого театра в качестве статистов.

Во время учёбы Виктор успел сыграть небольшие роли в фильмах «Когда деревья были большими» (1961) и «На семи ветрах» (1962). После этого он появлялся на экране почти каждый год, вплоть до 2008 года (фильмы «Куратор» (2007) и «Москва улыбается» (2008) вышли после кончины Павлова).

Виктор Павлов. "Когда деревья были большими" (1961). Изображение из интернета*

Виктор Павлов. «Когда деревья были большими» (1961). Изображение из интернета*

Виктор Павлов. "На семи ветрах" (1963). Изображение из интернета*

Виктор Павлов. «На семи ветрах» (1963

В 1963 году Виктор Павлов получил диплом «Щепки» и был принят в труппу «Современника». Вместе с Павловым в «Современник» взяли Олега Даля, с которым они неоднократно встречались на сцене в спектаклях «Вечно живые», «Голый король», «Старшая сестра» и других.

Хотя яркая творческая индивидуальность молодого актёра с самого начала привлекла внимание театральной публики и завоевала любовь и признание коллег, Павлов чувствовал себя недооценённым, и по сравнению с Далем ему были доверены роли незначительные и бесцветные.

Виктор не желал идти на компромиссы, что объяснялось его непростым характером, и в 1965 году Павлов покинул «Современник», перейдя в театр имени М. Н. Ермоловой.

Там он установил хорошие отношения с труппой и руководством и почти сразу же получил центральные роли в нескольких постановках.

Павлов сыграл домашнего тирана Биверса в спектакле «Время и семья Конвей» по пьесе Дж. Пристли, сына Дюпона в комедии Ж. Ануя «Бал воров» и Буланова в «Лесу» А. Н. Островского.

Именно на сцене этого театра Павлов встретил свою будущую жену, Татьяну Говорову. Они поженились в 1966 году и оставались вместе до конца жизни артиста. Через год после свадьбы родилась их единственная дочь Александра.

Первая кинопопулярность пришла к актёру после выхода фильма «Операция Ы» (1965), где Виктор Павлович получил комическую роль студента с радиоприёмником в новелле «Наваждение».

Во время службы Павлова в Московском драматическом театре имени М.Н. Ермоловой вышло ещё несколько фильмов с его участием («Строится мост», «Человек без паспорта», «Испытание», «Майор Вихрь», «На войне как на войне», «Адъютант его превосходительства»).

Виктор Павлов. "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" (1965). Изображение из интернета*

Виктор Павлов. «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965).

Виктор Павлов. "Адъютант его превосходительства" (1969). Изображение из интернета*

Виктор Павлов. «Адъютант его превосходительства» (1969).

Из-за стремления к театральным экспериментам актёр в 1969 году перешёл в Театр имени Маяковского и начал работать с режиссёром Андреем Гончаровым.

Годы службы в театре Маяковского оказались для Павлова особенно плодотворными. Ему посчастливилось работать с такими звёздами, как Армен Джигарханян, Светлана Немоляева, Татьяна Доронина и Евгений Леонов. Участвовал в постановках «Беседы с Сократом» Э. Радзинского, «Разгром» А. Фадеева, «Таланты и поклонники» А. Островского и ряде других.

Его самой заметной ролью в этом театре был Санчо Панса в «Человеке из Ламанчи», где Виктор Павлович затмил своим мастерством всех остальных актёров.

Во время службы в Театре Маяковского, параллельно он участвовал в съёмках 20 фильмов («Ночная смена», «Поезд в далёкий август», «Расскажи мне о себе», «Слушайте на той стороне», «Даурия», «Проверка на дорогах», «12 стульев», «Здравствуй и прощай», «Всегда начеку!», «Нервы… Нервы…», «Дети Ванюшина», «Товарищ генерал», «Дверь без замка», «Старая крепость», «Высокое звание. Я — Шаповалов Т. П. (фильм 1)», «Назначение», «Незнакомый наследник», «Время её сыновей», «Гамлет Щигровского уезда», «Дневник директора школы»).

Виктор Павлов. "12 стульев" (1971). Изображение из интернета*

Виктор Павлов. «12 стульев» (1971).

Виктор Павлов. "Нервы, нервы" (1972). Изображение из интернета*

Виктор Павлов. «Нервы, нервы» (1972)

Виктор Павлов. "Дети Ванюшина" (1973). Изображение из интернета*

Виктор Павлов. «Дети Ванюшина» (1973).

Виктор Павлов. "Гамлет Щигровского уезда" (1975). Изображение из интернета*

Виктор Павлов. «Гамлет Щигровского уезда» (1975

С 1977 по 1985 год (в 1985 году он вернулся в Театр имени Ермоловой) и с 1990 года до самой смерти Виктор Павлович работал в Государственном академическом Малом театре.

Здесь он создал целую галерею ярких и разнообразных персонажей. С поразительным мастерством Виктор Павлов сумел наделить каждую роль незабываемым обаянием, выразительностью и чрезвычайно живым темпераментом, придав ей озорной дух игры.

Зрители, пришедшие в театр, чтобы увидеть Павлова, не бывали разочарованы.

Среди последних работ артиста — хитрый и лукавый Бежарс («Преступная мать, или Второй Тартюф»), философ-взяточник Градобоев («Горячее сердце»), злобный сплетник и доносчик Загорецкий «Горе от ума».

Интересно, что Павлов не рисует даже самого закоренелого злодея полностью в черном цвете, а находит бесконечное разнообразие красок для каждой роли.

Особого внимания заслуживает удивительно многомерный образ Аркашки Счастливцева («Лес»). За эту роль актёр получил несколько престижных театральных наград.

В этот период Павлов снялся более чем в ста фильмах и телесериалах различных жанров. Вот некоторые из них: «Место встречи изменить нельзя», «Схватка в пурге», «Гардемарины, вперёд!», «Волшебник Изумрудного города», «Мастер и Маргарита», «Сирота казанская», «Дети понедельника», «ДМБ», «Марш Турецкого», «Бригада».

Виктор Павлов. "Место встречи изменить нельзя" (1979). Изображение из интернета*

Виктор Павлов. «Место встречи изменить нельзя» (1979).

Виктор Павлов. "Гардемарины, вперёд!" (1987). Изображение из интернета*

Виктор Павлов. «Гардемарины, вперёд!» (1987).

Виктор Павлов. "Волшебник Изумрудного города" (1994). Изображение из интернета*

Виктор Павлов. «Волшебник Изумрудного города» (1994). Изображение из интернета*

Виктор Павлов. "ДМБ" (2000). Изображение из интернета*

Виктор Павлов. «ДМБ» (2000). Изображение из интернета*

Глубокий и разносторонний актёр Виктор Павлов сыграл множество запоминающихся ролей в четырёх московских театрах и снялся в 170 фильмах за сорок лет своей творческой карьеры. В 1994 году ему было присвоено звание Народного артиста России.

С возрастом Павлов стал спокойным, мирным человеком (в отличии от юности).

У актёра было очень редкое в наши дни хобби — он с детства любил птиц и разводил почтовых голубей. Это занятие очень помогало Виктору Павловичу снимать стресс.

У актёра даже была своя голубятня под крышей Малого театра. В одном из своих интервью Павлов сказал: «Я уверен, что, когда человек умирает, он не исчезает. Его душа переселяется в голубя. А мои голуби — это души великих артистов. Они улетают и возвращаются…».

Виктор Павлов с голубем. Изображение из интернета*

Виктор Павлов с голубем.

Весной 2006 года Виктор Павлович перенёс четвёртый инсульт во время съёмок фильма «Куратор» в Киеве. В течение нескольких месяцев он находился в больнице. Только в августе актёр почувствовал себя лучше и смог вернуться в Москву.

Он был «полон надежд» продолжить свою творческую деятельность, но, к сожалению, судьба не дала ему этого шанса.

Народный артист России Виктор Павлович Павлов умер от сердечного приступа 24 августа 2006 года в своей московской квартире на руках у жены.

Актёр похоронен на восьмом участке Кунцевского кладбища рядом с могилой своего отца.

SkVer
Актёр-хулиган, разводивший голубей под крышей Малого театра
Живем, пока есть смысл жить