Танцевала до дуэли

Завороженные её танцем, Грибоедов и Завадовский забыли обо всем. А ведь красавица Истомина их предупреждала: верный знак! Каждый раз, когда она соглашалась на такой танец «без покровов», дело заканчивалось нехорошо.

«Прекрасная Черкешенка», как он ней поэтично говорил Александр Пушкин, оказалась права. Лихой танец привел четверых дворян к дуэли. А саму балерину – к тихому, безвестному финалу.

полотно Э.Дега

полотно Э.Дега

Кто ей только не рукоплескал! Нимфа! Дива! Об Авдотье говорил с восторгом весь Петербург. Грациозная, изящная, и при этом с таким характером!

Она не просто танцевала – она создавала яркие образы, от которых столица сходила с ума. Ровесница Пушкина, Истомина родилась в 1799 году. В шесть лет осиротевшую девочку отдали обучаться в балетную школу, где под руководством Екатерины Сазоновой и расцвел её талант. В 1815 году состоялся дебют, а несколькими месяцам позже девушке уже доверяли главные роли.

«Истомина была среднего роста… брюнетка красивой наружности, — писал драматург Пимен Арапов, — очень стройна, имела черные глаза, прикрываемые длинными ресницами».

Молодые аристократы соревновались за право подать ей шаль, получить её мимолетную улыбку. Силу своих чар Авдотья осознала быстро. И нашла им применение.

Прозябать в крошечной квартирке ей совсем не хотелось, блеск дворцов привлекал куда больше. Когда Истомину стали приглашать на домашние постановки и музыкальные вечера, она соглашалась сразу. Пустой кошелёк маленькой балерины начал весело звенеть от золота.

Авдотья Истомина в партии Флоры

Авдотья Истомина в партии Флоры

Вскоре в Петербурге заговорили: есть в репертуаре Авдотьи особенный танец. Но она редко соглашается его исполнить, только в исключительных случаях. «Без покровов». Озаряемая светом камина. Но – вот какой нюанс! – обычно с теми, кто ей аплодировал, затем случалось что-то не слишком хорошее. Кто придумал эту легенду, сказать сложно. Но Истомина стала еще интереснее для светской публики.

Василий Шереметев ухаживал за балериной настойчивее всех, и он получил главный приз: Авдотья согласилась к нему переехать, и на протяжении последующих двух лет только ему предназначались ее домашние танцы.

Однако дела у Василия шли не лучшим образом, а еще ссылались на его тяжелый нрав. Так что в ноябре 1817 года Истомина собрала вещи. Разрыв был объявлен полным и окончательным. Она переехала на квартиру к подруге, раскладывала книги и статуэтки, когда к ней пожаловал гость: Александр Грибоедов. С этого всё и началось.

Грибоедов предложил развеяться. Дескать, друг его, граф Завадовский, мечтал о личном знакомстве с балериной. И будет вне себя от радости, если Истомина пожалует на чай. Авдотья приняла приглашение – не век же сердиться на Шереметева.

Александр Грибоедов

Александр Грибоедов

Чай затянулся. Позже говорили, что Грибоедов и Завадовский уговорили Истомину исполнить тот самый танец, а она их предупреждала: не быть добру. Но, так или иначе, Авдотья покинула дом графа… спустя двое суток после того, как приехала. И, конечно же, об этом милом инциденте моментально сообщили Василию Шереметеву.

Разрыв разрывом, но Шереметев считал, что с ним поступили нехорошо. И кто! Грибоедов! Завадовский! Последовал вызов на дуэль. 24 ноября 1817 года на расстоянии шести шагов прозвучали два выстрела. У графа оторвался воротничок от сюртука, а вот Шереметев подняться не смог. На следующий день ему закрыли глаза.

Истомина лишилась чувств. Столица негодовала. Авдотью вызывали для дачи разъяснений. Но больше других был потрясен Грибоедов. Ведь это он пригласил Истомину! А значит, он косвенно повинен в том, что случилось с Шереметевым… (К слову, автор комедии «Горе от ума» и сам неровно дышал к балеринам. Некоторое время он ухаживал за другой примой — Телешовой).

о событиях 1817 года долго говорили в столице

о событиях 1817 года долго говорили в столице

Вторая часть этого «мерлезонского балета» грянула осенью 1818 года. Корнет Якубович, секундант Шереметева, оказался в Тифлисе в тот момент, когда там находился Грибоедов. И посчитал своим долгом вызвать Александра на дуэль. Отплатить за друга. В тот раз всё закончилось только поврежденным мизинцем Грибоедова. На этом тема была исчерпана, а в историю поединок вошёл как «Четверная дуэль», где сначала выясняли отношения противники, а потом — секунданты.

Несмотря на шум и огласку, Истомина продолжала блистать. В 1823 году она исполнила роль Черкешенки в балете «Тень невесты», и была так убедительна, что в Петербурге уверились: да она и есть черкешенка! Только после 1825 года ее карьера пошла на спад, а потом Авдотья и вовсе повредила ногу, и почти перестала танцевать.

Ей приписывают два брака: очень короткий – с актером Василием Годуновым. Потом, с апреля 1836 года – с Павлом Экуниным, тоже актером. На тот момент Авдотья уже покинула театр. Она… вышла на пенсию.

Последние годы эта яркая звезда, которая танцевала так, что довела до дуэли четверых дворян, провела тихо и незаметно. Когда в 1848 году Истоминой не стало, об этом сообщили в скромной заметке на третьей странице столичной газеты. Пышного прощания тоже никто не устраивал.

 

SkVer