Упала замертво, докурив последнюю сигарету. «Некрасивая красавица» Наталья Вилькина: наперегонки со смертью

В неё влюблялись безоглядно, стоило только зазвучать колдовскому бархатному голосу с хрипотцой.

В неё влюблялись безоглядно, стоило только зазвучать колдовскому бархатному голосу с хрипотцой.

По ней сходила с ума театральная Москва 60-х-70-х: в театр ходили «на Вилькину», и все, кому хоть раз посчастливилось увидеть её в классических постановках, были потрясены невероятным, мощным, чистым талантом молодой актрисы.

Наталья Вилькина обладала странной внешностью. Невозможно было сказать, красива она или нет, да, в общем, это было и неважно. Она была гармонична «от головы до кончика хвоста» – с характерным, выразительным, умным лицом, статная, немного ироничная, с эдакой роскошной ленцой в голосе и движениях.

В неё влюблялись безоглядно, стоило только зазвучать колдовскому бархатному голосу с хрипотцой.-2

Всегда выглядела очень эффектно, и коллеги удивлялись, как ей удаётся сотворить наряды буквально из ничего, а Наташа учила: «Даже если у тебя одна шуба, кинь её на пол и пройдись по ней – пусть все думают, что у тебя их сотня».

Неотразимое женское обаяние – своего рода талант, ничуть не меньший, чем талант актёрский – делало эту женщину совершенно победительной в мужских глазах, и не нашлось бы ни одного представителя мужского пола независимо от возраста, профессии и сословия, который мог устоять перед её необъяснимой и чарующей манкостью.

Вилькиной нравилось быть в центре внимания, и она говорила с неподражаемой иронией: «Я – рыжая на ковре».

В неё влюблялись безоглядно, стоило только зазвучать колдовскому бархатному голосу с хрипотцой.-3

«Она была очень красивой женщиной, Наталья Вилькина, всегда очень красивой женщиной, удивительно хороша была в сапогах и кожаных брюках, в платьях и строгих костюмах. Да как бы она ни была одета, как бы она ни была причёсана, и сколько бы она ни спала в эту ночь, всегда оставалась удивительно красивой женщиной».

Владимир Андреев, советский и российский актёр, театральный режиссёр, педагог

Наталья Вилькина появилась на свет в мае 1945-го. Мать, знаменитая на всю Москву врач-гинеколог, в молодости славилась изумительной красотой, и во Втором медицинском институте, где она училась, передавали из уст в уста: «Идите смотреть на Тамарку Бундикову, она красивее, чем Любовь Орлова!»

В неё влюблялись безоглядно, стоило только зазвучать колдовскому бархатному голосу с хрипотцой.-4

Отец Михаил Вилькин, хирург, был, по воспоминаниям внучки Алёны Охлупиной, «человеком больших страстей»: любил жизнь, женщин, хороший коньяк и не отказывал себе в привычных удовольствиях даже перенеся очередной инфаркт, поэтому умер рано – в 50 лет.

Несмотря на все предпосылки для продолжения династии врачей, Наташа после школы решила поступать в Щукинское училище. Однако её не взяли: члены приёмной комиссии сочли, что дарования у девушки с избытком, а вот природной привлекательности недостаёт. «Ты талантливая девочка, но не очень красивая. Какие роли будешь играть? Похорошеешь – приходи».

В неё влюблялись безоглядно, стоило только зазвучать колдовскому бархатному голосу с хрипотцой.-5

На празднование нового 1963 года в гости к старшему брату Алику пришёл молодой актёр Игорь Охлупин. Увидев Наташу, он влюбился с первого взгляда и вскоре сделал предложение.

Дочь Алёна родилась когда Наташе едва исполнилось девятнадцать. Они всегда были очень близки, Алёна боготворила маму и старалась окружить заботой и вниманием, а Наташа, представляя дочь знакомым, в свойственной ей неподражаемой манере говорила: «Моя сестра». И добавляла: «Старшая».

Вторая попытка поступить в Щукинское увенчалась успехом: на сей раз Наташа решила уделить максимум внимания внешности и предстала перед приёмной комиссией «во всеоружии», нанеся на лицо тонну косметики. Впечатления экзаменаторов оказались диаметрально противоположными: «Девочка, честно говоря, слабовата, но какие потрясающие внешние данные!»

Бракосочетание Натальи Вилькиной и Игоря Охлупина

Бракосочетание Натальи Вилькиной и Игоря Охлупина

Вилькина была зачислена на курс знаменитого театрального педагога и режиссёра Леонида Моисеевича Шихматова и училась вместе с Никитой Михалковым, Анастасией Вертинской, Николаем Бурляевым, знаменитой красавицей советского кино Нонной Терентьевой.

Она обожала вечеринки, дружеские посиделки, и квартиру, в которой не переводились гости, называла «домом открытых дверей». Лёгкая, обаятельная, компанейская, могла после спектакля засидеться с друзьями и приехать под утро. Пристрастилась к сигаретам и всю жизнь курила очень много: тушила одну сигарету и тут же прикуривала следующую.

Игорь Охлупин – застенчивый, очень домашний, обожавший жену – ревновал, беспокоился, вспыхивал как спичка, а в гневе был страшен, и в молодой семье то и дело бушевали бури и летали искры.

В неё влюблялись безоглядно, стоило только зазвучать колдовскому бархатному голосу с хрипотцой.-7

Тем временем Вилькина окончила училище и была принята в труппу Центрального академического театра Советской армии. Её Соню из пьесы Чехова «Дядя Ваня» в постановке Леонида Хейфеца никогда не забудут те, кто видел Наташу на сцене.

Она, как вспоминали коллеги и ценители, будучи невероятно привлекательной женщиной «рискованно играла драму некрасивости», сумев передать всю силу неотразимой женственности, душевное совершенство, поэзию, изысканность и ум, которые скрывались под личиной невзрачной угловатой девушки с нелепой косой, одновременно передав щемящую беззащитность прекрасной души перед людской злобой и горькой судьбой.

Вскоре вся Москва гудела, восхищаясь Вилькиной и говоря о её театральных работах как о неординарном, выдающемся событии. На спектакль «Дядя Ваня» билетов было не достать, и зрители сходились во мнении, что именно Наталья Вилькина задавала тон, звук, ритм всей постановке и действующим лицам.

Михаил Царёв и Наталья Вилькина в роли Инкен Петерс в спектакле «Перед заходом солнца» по Г. Гауптману, 1972 год

Михаил Царёв и Наталья Вилькина в роли Инкен Петерс в спектакле «Перед заходом солнца» по Г. Гауптману, 1972 год

В неё влюблялись безоглядно, стоило только зазвучать колдовскому бархатному голосу с хрипотцой.-9

А главное, актриса встретила «своего» режиссёра: в содружестве с Леонидом Хейфецем она могла, что называется, горы свернуть.

Увы, вскоре спектакль «Два товарища» по повести Владимира Войновича был закрыт, Хейфец подал заявление об уходе, а вслед за ним положили заявления на стол Наталья Вилькина и Сергей Шакуров.

К счастью, в это время Леонид Хейфец начал снимать телеспектакль «Обрыв» по роману Гончарова, в котором были задействованы и Вилькина, и Шакуров.

Несмотря на несомненный талант, кинематограф не жаловал Наташу Вилькину. Её работы в кино можно перечесть по пальцам, причём большинство из них – фильмы-спектакли. Однако всем, я уверена, запомнилась мама Зоси Элла Кнушевицкая из картины «Школьный вальс».

Наталья Вилькина в драме «Школьный вальс». Киностудия им. М. Горького, 1978 год

Наталья Вилькина в драме «Школьный вальс». Киностудия им. М. Горького, 1978 год

В неё влюблялись безоглядно, стоило только зазвучать колдовскому бархатному голосу с хрипотцой.-11

Появившись в нескольких коротких сценах, Вилькина создала неоднозначный, при этом совершенно живой, убедительный и пронизанный неповторимым обаянием женский образ.

А её Аннинька в телеспектакле «Господа Головлёвы», где Вилькина играла с гениальной Еленой Гоголевой (с которой, несмотря на значительную разницу в возрасте, была очень дружна, называя шутливо «ма тант – старая девка», то есть «моя тётка – старая девка») и Владимиром Кенигсоном! Трагическая судьба молодой женщины, погубившей свою жизнь в тщетной погоне за обманными радостями и принимающей смерть со спокойным достоинством, вызывала живое сочувствие и сильнейший душевный отклик.

С Владимиром Кенигсоном в телеверсии постановки Малого театра «Господа Головлёвы» по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1978 год

С Владимиром Кенигсоном в телеверсии постановки Малого театра «Господа Головлёвы» по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1978 год

В течение трёх лет – с 1970 по 1972 год – Наталья Вилькина играла в Московском академическом театре имени Владимира Маяковского. «Драконы старой гвардии» приняли и полюбили её за неординарность, искренность, несомненный талант, покорённые обаянием и магнетизмом молодой актрисы. Ей прощалось даже то, что не спускали никому: и привычка резать «правду-матку» в глаза, и постоянные опоздания. Когда Наташа наконец появлялась – улыбаясь, с неизменной сигаретой – на неё невозможно было сердиться.

В 1972 году Наталья вслед за Леонидом Хейфецем перешла в Малый театр, и её партнёрша по спектаклю «Дядюшкин сон» Мария Ивановна Бабанова – выдающаяся актриса театра и кино, известная своим крутым нравом – отказалась играть без Вилькиной.

Виталий Соломин и Наталья Вилькина в роли Леоноры в телеспектакле Малого театра «Заговор Фиеско в Генуе» по драме Ф. Шиллера, 1977 год

Виталий Соломин и Наталья Вилькина в роли Леоноры в телеспектакле Малого театра «Заговор Фиеско в Генуе» по драме Ф. Шиллера, 1977 год

С Валерием Носиком в телеспектакле «Вишнёвый сад». Режиссёр Леонид Хейфец, 1976 год

С Валерием Носиком в телеспектакле «Вишнёвый сад». Режиссёр Леонид Хейфец, 1976 год

За более чем десять лет, которые Наталья Вилькина прослужила в Малом театре, все постановки, в которых она была занята, исключили репертуара. Последние четыре года жизни она играла лишь в одном спектакле – «Долгий день уходит в ночь».

7 апреля 1991 года, в день рождения Елены Николаевны Гоголевой, Наташа Вилькина пришла в театр со своим вторым мужем Кириллом Чубаром, чтобы договориться по поводу постановки пьесы французского режиссёра о последнем дне Марии Стюарт. Замысел получил одобрение директора Малого театра Виктора Коршунова.

Костюмерша, видевшая Наташу в тот день, вспоминала, что та «выглядела прекрасно, но задыхалась, как от сильного волнения. Сидела на подоконнике, курила, болтала. Выйдя из кабинета Коршунова, она упала и через несколько часов её не стало».

Наталья Вилькина со вторым мужем – потомком русских эмигрантов, французским подданным, физиком Кириллом Чубаром. Увидев Наташу в одном спектакле, Кирилл влюбился в неё. Он оставил во Франции жену и двоих взрослых детей и отказался от должности проректора Орлеанского университета, чтобы жениться на Наташе и остаться в России

Наталья Вилькина со вторым мужем – потомком русских эмигрантов, французским подданным, физиком Кириллом Чубаром. Увидев Наташу в одном спектакле, Кирилл влюбился в неё. Он оставил во Франции жену и двоих взрослых детей и отказался от должности проректора Орлеанского университета, чтобы жениться на Наташе и остаться в России

Последний фильм, в котором снялась Наталья Вилькина – картину Валерия Тодоровского «Любовь» – она не успела закончить, и роль озвучивала другая актриса.

28 мая 2024 года Наталье Вилькиной исполнилось бы 79 лет.

«Ужасно, что её нет. Её нельзя забыть. Её голос невозможно забыть. Даже то, как она курила, как прикуривала, её лицо изумительное нельзя забыть, её фигуру. Думаю: вот попаду на небо, кого бы я хотела увидеть одну из первых? Наташу…»

Наталья Тенякова, актриса

Наталья Вилькина в драме «Любовь» режиссёра Валерия Тодоровского, 1991 год. «Когда меня утвердили на роль в этом фильме, я, естественно, спросил, кто будет играть маму главной героини. Было несколько кандидатур, известные имена. Когда Валерий сказал, что будет Наталья Вилькина, я не знал, кто это. Но когда я её первый раз увидел, я просто обалдел. Она с первого момента, с первой секунды стала со мной кокетничать. Как она стала кокетничать! Я по ходу фильма должен влюбиться в главную героиню. И вдруг со стороны её мамы такие флюиды, что как-то все перевернулось в моем сознании. Она позволяла мне называть её Наташа, Валера, может быть, не знает. На съемочной площадке я её называл Наталья Михайловна... Я помню, она мне очень помогла». Евгений Миронов, актёр

Наталья Вилькина в драме «Любовь» режиссёра Валерия Тодоровского, 1991 год. «Когда меня утвердили на роль в этом фильме, я, естественно, спросил, кто будет играть маму главной героини. Было несколько кандидатур, известные имена. Когда Валерий сказал, что будет Наталья Вилькина, я не знал, кто это. Но когда я её первый раз увидел, я просто обалдел. Она с первого момента, с первой секунды стала со мной кокетничать. Как она стала кокетничать! Я по ходу фильма должен влюбиться в главную героиню. И вдруг со стороны её мамы такие флюиды, что как-то все перевернулось в моем сознании. Она позволяла мне называть её Наташа, Валера, может быть, не знает. На съемочной площадке я её называл Наталья Михайловна… Я помню, она мне очень помогла». Евгений Миронов, актёр

В неё влюблялись безоглядно, стоило только зазвучать колдовскому бархатному голосу с хрипотцой.-17

В публикации использованы фрагменты воспоминаний Алёны Охлупиной, дочери актрисы.

 

SkVer
Упала замертво, докурив последнюю сигарету. «Некрасивая красавица» Наталья Вилькина: наперегонки со смертью
Три женщины Вячеслава Тихонова