Вечноживущая: загадка юной Нади Рушевой

Она ушла из нашего мира более полувека назад. А искусствоведы до сих ломают головы над тем, почему работы юной самоучки столь широко выходят за рамки обычного детского творчества. Откуда это чувство композиции, легкость «пера» и обостренно-поэтическое восприятие жизни?

Вечноживущая: загадка юной Нади Рушевой

Рушева Надежда, а по-тувински Найдан, родилась в последний день 1952 года. Произошло это в Монголии, где работали ее родители, декоратор Николай Рушев и педагог-балетмейстер, первая балерина Тувы Наталья Ажикмаа-Салчак. Дед новорожденной со стороны отца был известным оперным певцом, бабушка преподавала словесность.

Неудивительно, что девочке Найдан, а в переводе это значит «живущая вечно», творческий дар достался в наследство. Впрочем, каждый талант требует учебы, длительной практики. А Надя как будто и это получила свыше.

Вечноживущая: загадка юной Нади Рушевой

До семи лет, вплоть до самой школы девочку не учили ни чтению, ни счету. И даже тогда, когда 4-летняя малышка невероятно точно и непринужденно стала рисовать иллюстрации к любимым сказкам, отец не счел нужным давать ей уроки живописи.

Рисунок Нади Рушевой «Н. Н. Пушкина с детьми».

Рисунок Нади Рушевой «Н. Н. Пушкина с детьми».

Николай Рушев намеренно не отдавал ребенка в художественную школу, Надю не водили в кружки рисования. Ее творческая судьба писалась сама собой, с чистого листа.

Кроме несомненного таланта, родители заметили еще одну, необъяснимую способность дочери. Иллюстрируя сказки, Надя не только весьма достоверно воссоздавала характеры героев, но также их старинные костюмы. Ей не надо было объяснять, как одевались Пушкин и его «муза» Наталья Гончарова, принц Гвидон и Геракл – маленькая художница каким-то образом об этом знала.

Вечноживущая: загадка юной Нади Рушевой

Уникальная одаренность, умноженная на интуицию, отражалась на технике. Надя никогда не делала эскизов, не пользовалась ластиком, не исправляла свои рисунки, не переделывала их. Наброски рождались сразу, почти мгновенно: к примеру, в то время, как отец читал Надюше «Сказку о царе Салтане», она создала почти 40 картинок с главными героями.

Сама девочка, когда подросла, признавалась, что отчетливо видит свои будущие зарисовки, которые проявляются на листах, «как водяные знаки».

Татьяна. Иллюстрация к "Евгению Онегину"

Татьяна. Иллюстрация к «Евгению Онегину»

Что бы ни создавала Надя Рушева – картинки к древнегреческим мифам или поэмам Гомера, графику к стихотворениям Байрона или роману «Война и мир» – получался удивительный эффект присутствия. Возникало впечатление, будто художница являлась современницей своих героев, свидетельницей их судеб. Чтобы усилить это чувство сопричастности, она нередко пользовалась гусиным пером.

К 12 годам Надя Рушева приобрела имя и известность в кругах профессионалов изобразительного искусства. А в 1964 году журнал «Юность» организовал первую персональную выставку художницы-пятиклассницы.

Далее выставки проходили ежегодно и не только в СССР: Надю узнали в Румынии, Чехословакии, Болгарии, Польше, Индии.

Ее зарисовки к «Мастеру и Маргарите», а Надя стала первым иллюстратором легендарного романа, потрясли вдову писателя Елену Булгакову.

Встреча Мастера и Маргариты

Встреча Мастера и Маргариты

Ведь рисованные персонажи не только соответствовали выписанным в романе нравам.

Маргарита

Маргарита

В портретах Мастера сквозили черты самого Булгакова. Более того, на руке Мастера Надя изобразила такой же перстень, какой носил писатель. Елена Сергеевна назвала это провидением.

Мастер

Мастер

Вся жизнь Нади Рушевой была феноменом и, возможно, даже тайной. Например, она создала рисунки к балету «Анна Каренина», который появился уже после ее ухода из жизни.

Вечноживущая: загадка юной Нади Рушевой

Слава рано коснулась крылом судьбы Нади Рушевой. Но при этом девочка оставалась тихой, замкнутой, скромной.

Иллюстрация к "Войне и миру"

Иллюстрация к «Войне и миру»

Она по-прежнему жила с родителями на окраине Москвы, в квартире без особых удобств и телефона. И по-прежнему посещала обычную школу. Дружить предпочитала с отцом, художниками, людьми искусства.

Несмотря на огромную увлеченность рисованием, Надя хорошо училась, выпускала стенгазету, ладила с одноклассниками… И успевала много, очень много читать. Казалось, ее сутки состоят не из 24, а вдвое, втрое больше часов.

последняя сцена романа «Мастер и Маргарита».

последняя сцена романа «Мастер и Маргарита».

6 марта 1969 года старшеклассница Надя Рушева, как обычно, собиралась в школу. Девушка попыталась обуться… И внезапно рухнула на пол.

Поскольку ни дома, ни поблизости не было телефона, отцу Нади пришлось бежать в больницу. И лишь там, в операционной, было установлено, что у девушки врожденная аневризма мозговой артерии. В те годы эту аномалию не только не умели лечить, но даже диагностировать. Медики лишь развели руками: обычно дети с подобным пороком не доживают и до 9 лет. Похоже, Надю на Земле, как сила притяжения, держало ее творчество.

Последняя сцена из "Мастера и Маргариты"

Последняя сцена из «Мастера и Маргариты»

Найдан Рушева ушла в 17 лет, за три месяца до выпускных экзаменов, так и не став художником-мультипликатором, о чем мечтала с детства. Однако здесь, среди живущих, Надя оставила почти 12 тысяч рисунков. А выставки ее графики продолжились в Германии, Японии, Монголии, США… Надины работы побывали даже в космосе – их взял с собой на орбиту Георгий Гречко в 1975 году.

«Я живу судьбой людей, которых рисую»,уверяла Надя. Может, она и правда перенеслась в другие эпохи, к любимым персонажам? Может, она действительно вечноживущая?..

 

SkVer