Женьку из фильма «Тимур и его команда» отчислили из ВГИКа и не брали в театр. Екатерина Деревщикова

После премьеры фильма «Тимур и его команда» она не могла спокойно появляться на улице. Поклонники «на долгую память» мгновенно срывали с её куртки все пуговицы.

Кадр из фильма "Центр нападения"

Кадр из фильма «Центр нападения»

Екатерина Деревщикова родилась в столице весной 1929 года. Когда девочке было пять лет, отца-дипломата арестовали. Вскоре он заболел тифом и умер.

Чтобы спасти себя и ребёнка от страшной судьбы врага народа, мама Кати срочно вышла замуж и сменила фамилию не только себе, но и дочери.

Девочку с идеальной внешностью примерной пионерки заприметила на улице ассистент режиссёра «Союздетфильма». Вскоре состоялся её дебют в картине по сценарию Аркадия Гайдара “Личное дело”.

Писателю очень понравилось сотрудничать с режиссёром Александром Разумным, да и с детьми он сдружился на площадке. Так что специально под них он написал ещё один сценарий к фильму «Тимур и его команда». Через несколько месяцев Гайдар доработал его и получилась одна из лучших его повестей.

Кадр из фильма "Тимур и его команда"

Кадр из фильма «Тимур и его команда»

Гайдар настоял, чтобы роль Жени Александровой играла именно Деревщикова. И её утвердили без проб. Интересно, что первоначально повесть называлась “Дункан и его команда”. Писатель вообще питал слабость к звучным именам. Но чиновникам из Комитета кинематографии имя героя с западными нотками не понравилось:

Хороший советский мальчик. Пионер. Придумал такую полезную игру и вдруг — «Дункан». Мы посоветовались тут с товарищами — имя вам нужно поменять.

И мальчик стал Тимуром.

После премьеры простая история о любви к родине, людям, верности и дружбе сразу завоевала сердца детей и взрослых.

А Деревщикова стала самой знаменитой девочкой в СССР. За порогом её квартиры с утра до вечера толпились юные поклонники. Когда нужно было вынести мусор, мама Кати открывала дверь и спрашивала:

Ну, кто следующий отнесёт за Катьку мусор на помойку?

До окончания школы она снялась в четырёх картинах, а потому была зачислена во ВГИК на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой без прохождения конкурса.

Кадр из фильма "Каменный цветок"

Кадр из фильма «Каменный цветок»

В 1946 году Александр Птушко приступил к съёмкам картины “Каменный цветок». И Деревщиковой опять повезло. Автор сказки Павел Бажов уговорил режиссёра утвердить ее на роль Катеньки.

Достоверно неизвестно почему Тамара Макарова — «Хозяйка Медной горы» и по совместительству педагог Екатерины по институту, невзлюбила юную актрису.

Когда картина вышла на экраны, Деревщикову отчислили из института за прогулы. Герасимов тогда ей не помог, а может и не захотел. Позже Екатерине удалось поступить на курс Михаила Ромма и закончить образование.

После выхода фильма актёры получили сталинскую премию, но только не Деревщикова. Макарова была против её кандидатуры, а с ней спорить никто не стал.

Кадр из фильма "Центр нападения"

Кадр из фильма «Центр нападения»

В тот же год актриса сыграла ещё одну главную в роль в ленте “Центр нападения”. На съёмках она познакомилась с одним из режиссёров картины Игорем Земгано, которому было уже за 40. Между ними вспыхнул роман. Спустя время пара поженилась. Екатерина переехала в Киев и стала служить в драмтеатре Леси Украинки.

Муж возглавлял Театр музыкальной комедии. Семья была очень обеспеченной. По хозяйству Екатерине помогала домработница и бытовые проблемы её совсем не беспокоили. Она занималась только творчеством.

С тех пор больше десяти лет актриса не снималась. Ей постоянно присылали сценарии с киностудий, но все их она считала низкопробными. В 1961 году Екатерина сыграла в небольшом эпизоде в фильме «10000 мальчиков», окончательно разочаровалась в кинематографе и приняла решение больше никогда не сниматься.

Фото: kino-teatr.ru

Фото: kino-teatr.ru

Постепенно отношения с супругом утратили теплоту. Муж всё чаще стал прикладываться к бутылке. По этой причине в начале 60-х их брак распался, и она вернулась с ребёнком в Москву.

Ей стоило невероятных усилий восстановить прописку. Но ещё хуже дела обстояли с работой. В столичные театры её не брали.

Знакомый критик Борис Поюровский дал ей дельный совет — работать не на сцене, а за сценой в кукольном театре Сергея Образцова:

Будешь играть живые роли, кататься по заграницам и стареть за ширмой — никому видно не будет.

Всё так и случилось. С прославленным театром она объездила полмира.

Актрисе было уже за 40, когда состоялось её знакомство с поляком Петром Щчесьневски. Он был моложе её на 15 лет. Их разделяло расстояние. Семь лет они встречались время от времени. И только на рубеже 80-х Петр окончательно переехал в столицу, где они сыграли свадьбу.

Фото: kino-teatr.ru

Фото: kino-teatr.ru

Муж помог ей пережить потерю сына. Фёдор работал реставратором, был глубоко верующим человеком. В 35 лет подхватил гепатит и умер. Увы! Вскоре актрису ждал новый удар.

Когда муж обратился к врачу, оказалось, что онкологию в последней стадии лечить уже поздно. После его ухода Екатерина Александровна жила одна. Она ещё долго работала в театре и тихо ушла осенью 2006 года.

В памяти зрителей она так и осталась той самой задорной Женькой, из довоенного культового фильма.

SkVer
Женьку из фильма «Тимур и его команда» отчислили из ВГИКа и не брали в театр. Екатерина Деревщикова
Ахматова и Гаршин: роман в 50 лет. Ахматова была уверена, что она едет «выходить замуж»