Янина Жеймо: когда пришло ложное известие о её гибели, муж сошёлся с другой. Судьба Золушки

Российский зритель помнит замечательную актрису Янину Болеславовну Жеймо, талантливо исполнившую роль Золушки в одноименном советском фильме 1947 года.

Янина родилась 29 мая 1909 года в городке Волковыск Гродненской области в семье артистов цирка. Род цирковых начался с деда Янины — Вацлава Мартыновича Жеймо. Он происходил из семьи врача и его отец, конечно же мечтал, что Вацлав изберет ту же специальность. Но мальчишка-гимназист сбегал с уроков и пропадал в цирке. Вскоре он стал и гимнастом, и акробатом, и наездником.

Янечка, как ее называли родители, дебютировала в цирке в два года и девять месяцев. Ее отец Юзеф Болеслав Жеймо был поляком, мать — русской.

Кроме Янины, в семье подрастали еще три дочки. Все дети были воспитаны в строгой дисциплине. Семья выступала с программой эксцентрической игры на ксилофонах. Таскать тяжелый инструмент в руках было неудобно, поэтому Янина научилась носить его на голове.

По мнению артистки, это обстоятельство сказалось на ее позвоночнике: юная Жеймо перестала расти в четырнадцать лет. Ее рост был 148 сантиметров, а одежду она носила 34 размера.

Кадр из фильма "Двадцать два несчастья", 1930 год.

Кадр из фильма «Двадцать два несчастья», 1930 год.

Осенью 1923 года семья Жеймо получила приглашение выступать в Петрограде. Питерский цирк их очаровал — большие манежи, ложи и кресла, обитые вишневым плюшем. Мама Яни настояла, чтобы они остались в Петрограде, ей надоели скитания по стране. Когда умер отец, семейные цирковые номера не имели успеха и Яня, которая обожала кино, отправилась поступать в ФЭКС — фабрику эксцентрического искусства.

Экзамен принимал Георгий Козинцев. Он попросил Жеймо выполнить кульбит, затем «колесо» и наконец, показать трюк на кольцах. Он была принята. Ее однокурсниками были будущие звезды советского кино — Сергей Герасимов, Андрей Костричкин, жена Ромма — Леля Кузьмина.

Кадр из фильма "Разбудите Леночку", 1934 год.

Кадр из фильма «Разбудите Леночку», 1934 год.

Но на первой же картине «Мишки против Юденича» Жеймо, увидев себя на экране в эпизоде, где ей в лохмотьях нужно было прыгать с сеновала, расплакалась. Она настолько не понравилась себе, что решила порвать с кино. Повторить дубль оператора уговорил актер Андрей Костричкин и дубль оказался удачным. Костричкин пригласил Яню на свидание.

У молодых людей начался роман, они поженились. В 21 год Янина родила дочь, которую тоже назвали Яниной. Семья жила в Питере, на улице Гоголя.

Первый успех Янине Жеймо принесла кинокартина «Подруги», в которой она снималась с Зоей Федоровой и Ириной Зарубиной. После премьеры Янину, как и ее героиню, стали звать Пуговицей. Приходили многочисленные письма с адресом «Ленфильм, Пуговице».

С актером Андреем Костричкиным, известному по роли Акакия Акакиевича в фильме «Шинель», брак вскоре распался. Он обожал жену, но был азартным человеком. Костричкин играл в преферанс и у него было семь картежных компаний — по числу дней в неделе. Супруг часто отсутствовал дома. В 1932 году они развелись, но остались в хороших отношениях.

Янина Жеймо и Алексей Костричкин.

Янина Жеймо и Алексей Костричкин.

У Жеймо на съемках фильма «Моя Родина» случился роман с режиссером Иосифом Хейфицем. Они официально зарегистрировали отношения и у Янечки-младшей появился отчим, которого девочка называла «дядя Юзя». Он прекрасно относился к малышке, был очень добрым и веселым человеком. В этом браке появился сын Юлий. После родов Жеймо располнела и когда режиссер Климентий Минц, у которого она снималась в фильме «Приключения Корзинкиной», пригласил ее в очередной фильм, она наотрез отказалась.

Янина сидела в его кабинете и говорила: «Не могу, я очень располнела!» -«Ну что вы, Янина Болеславовна! Вы прекрасно выглядите!» — «Вот я сейчас встану, и вы убедитесь!» Она поднялась с кресла и Минц при виде эдакого колобка поперхнулся чаем. «Ничего, — нашелся он. — Мы на вас широкое пальто наденем».

Янина Болеславовна много снималась и дочка однажды сказала обиженно: «Ты, мамочка как новогодняя елка! Появляешься раз в году в доме!»

До войны Янина снялась в фильме «Разбудите Леночку». Ей, уже матери четырехлетнего ребенка, предстояло сыграть двенадцатилетнюю девочку. На съемках дети простодушно принимали ее за ровесницу. Ее дергали за косичку, могли шутливо шлепнуть и очень удивились, когда после съемок к ней бросилась малышка с криками» Мама! Мама!»

Летом 1941 года наступил перерыв в съемках и Янина Болеславовна с дочкой Яней, полуторагодовалым сыном Юликом и сестрой отправились в дачный поселок кинематографистов Лисий Нос. Хейфиц в это время снимал фильм в Монголии. Отдых был прерван. Началась война.

Янина вернулась в Ленинград и очень долго отказывалась его покидать, даже когда наступила блокада. Дети были эвакуированы в Алма-Ату с ее сестрой. Более того, Янина пришла на «Ленфильм» и пригласила к себе жить всех актеров, у которых разбомбили дома, в их с Хейфицем большую квартиру на Кировском проспекте. Ночами маленькая хрупкая Янина дежурила в боевой экипировке — через одно плечо висела сумка с медикаментами, с другой винтовка. Она гасила зажигательные бомбы.

Руководство студии «Ленфильм» настояло на эвакуации Жеймо.

В роли Золушки.

В роли Золушки.

До Алма-Аты Янина добиралась почти два месяца. До Хейфица дошли слухи, что Жеймо погибла. Передали, что тихвинский эшелон, на котором ехала Жеймо, разбомбили. Но оказалось, что Янина на вокзале встретила знакомого, Леона Жанно, польского режиссера, который сказал, что актерам выделен состав особого назначения и уговорил ее пересесть в свой поезд. Это оказалось судьбоносным решением.

Приехав в Алма-Ату, она увидела актрису Веру Марецкую, они от радости обнялись и поцеловались. Марецкая сделала ей шикарный подарок — огромное яблоко и сообщила, что дети живы-здоровы, а Хейфиц на съемках в Ташкенте. Базар в Алма-Ате своим изобилием поразил Янину. Она решила, что это сон.

У Янины Болеславовны, перенесшей блокаду, на всю жизнь осталась привычка собирать со стола хлебные крошки. Она не любила рассказывать об этом страшном времени, но однажды горько пошутила: «Меня спасли папиросы «Беломорканал…» Половину своего пайка она отдавала племяннику, а голод заглушала папиросами. Янина стала тонкой, как тростинка.

Иосиф Хейфиц.

Иосиф Хейфиц.

Ее дети жили в Алма-Ате в гостинице Дома Советов. Дочь кинулась к ней с криком: «Я знала, что ты жива, не верила, что ты погибла!» А вот муж, поверил похоронке… И на съемках стал ухаживать за одной дамой. Однако, узнав, что Янина цела и невредима, тут же примчался с повинной. Она не смогла простить, за то, что он так быстро ее забыл. Из блокадного Ленинграда она везла практически только его вещи, потому что он уехал в Монголию в летних вещах, а на дворе была зима. Она заботливо собирала ему все самое необходимое: теплое белье, полушубок, ботинки, костюм.

Разрыв с мужем дался ей очень тяжело. У нее каждый день поднималась температура. Началась депрессия, она заболела так, что была на грани смерти. Сказался голод в блокадном Ленинграде, тяжелая дорога, душевный удар. Актриса находилась в таком состоянии, что потеряла память.

Дочь уверяла, что мама не могла вспомнить даже буквы алфавита. И уже собиралась свести счеты с жизнью, потому что чувствовала себя неполноценной. В это время рядом находился Леон Жанно, он преданно ухаживал за ней. В эвакуации они поженились и в Ленинград вернулись новой семьей.

Вскоре Янину пригласили на роль Золушки. «Золушка» была тридцатой картиной Жеймо. Вначале режиссеров испугал возраст актрисы — тридцать семь лет… На эту роль пробовалась и была почти утверждена молоденькая балерина.

Но драматург Евгений Шварц, рассмеялся: «У нас будет Золушка, не похожая ни на одну в мире!» Худсовет постановил: сниматься будет Жеймо. Хрупкую Янину направили перед съемками в санаторий, набрать вес.

В роли Золушки. 1947 год.

В роли Золушки. 1947 год.

Хрустальные туфельки изготовили по-настоящему крошечными, 31 размера, по ноге Янины. Жеймо была так естественна в роли юной Золушки, что с 13-летним мальчиком-пажом выглядела почти его сверстницей. Ее партнеру Алексею Консовскому, сыгравшему роль принца, на момент съемок было 34 года.

После выхода фильма на Янину обрушился оглушительный успех. Ей писали дети, влюбленные юноши, студенты, которые думали, что она совсем юная девушка. Миллионы зрителей восхищались звездой кино, не зная о том, что скрывалось за этой нежной улыбкой хрупкой маленькой женщины.

Вскоре ее пригласили на работу в Москву, в Театр киноактера. Янина Болеславовна также занималась дубляжом, ее голосом заговорила с экрана Джина Лоллобриджида, Джульетта Мазина.

В роли Золушки с Андреем Консовским.

В роли Золушки с Андреем Консовским.

В 1957 году началась репатриация и ее муж, Леон Жанно решил вернуться в Польшу. В Советском Союзе он сидел без работы и его самолюбие страдало. Деньги в основном зарабатывала Янина. В кино Жеймо вскоре перестали приглашать и она тоже решила уехать из страны.

С детьми.

С детьми.

Ей трудно дался переход от ролей травести к возрастным. В театре она продолжала играть юных героинь, но очень тяготилась этим: «Что это? Сзади — пионерка, спереди — пенсионерка!»

Когда она приехала в Варшаву, то не знала ни слова по-польски, кроме «Пше прошем». Общалась в основном с женщиной, помогавшей по хозяйству и так сказать, брала у нее уроки польского.

Янина Болеславовна долго не понимала, почему в гостях, когда она пыталась поддержать разговор, все смеялись. Оказалось, что ее учительница была простой деревенской женщиной со специфичным выговором и Янина после ее уроков говорила примерно так: «Чаво? Кудыть?»

С Леоном Жанно и сыном Юлием.

С Леоном Жанно и сыном Юлием.

Она очень страдала и тосковала по родине, друзьям, кино. До последнего вздоха она думала о родине. В Польше она уже не снималась. Жеймо посвятила жизнь мужу Леону и сыну Юлию. Пекла потрясающие пироги с капустой и угощала гостей сладким хворостом. В третьем браке у Янины не было детей. Она прожила со своим третьим мужем всю жизнь. Ее взрослая дочь и внучка, тоже Янечка, остались в Москве.

Умерла Янина Болеславовна от инфаркта в возрасте 78 лет 29 декабря 1987 года в Варшаве, гроб с телом был привезён в Москву. Похоронена, согласно завещанию, на Востряковском кладбище в Москве.

Еще до войны, в Доме кино полушутя-полусерьезно праздновали ее сценический юбилей, так как карьера Янины началась в трехлетнем возрасте. Евгений Шварц с Николаем Олейниковым сочинили шуточные стихи:

От Нью-Йорка и до Клина

На устах у всех клеймо

Под названием Янина

Болеславовна Жеймо.

Все называли ее эталонной Золушкой и настоящей народной актрисой, хотя она не получила звания даже заслуженной артистки.

 

SkVer
Янина Жеймо: когда пришло ложное известие о её гибели, муж сошёлся с другой. Судьба Золушки
Яркий, талантливый, но незаслуженно забытый. Вспомним Константина Сорокина