Застывшая природа, или неповторимые Стеклянные цветы Леопольда и Рудольфа Блашка

Эта история началась в 1886 году. Профессор Джордж Линкольн Гудейл, первый директор Гарвардского ботанического музея, был в затруднении.

Музею нужны были образцы растений, в первую очередь для наглядной демонстрации студентам. Однако высушенные растения теряли форму и абсолютно не были похожи на оригиналы. Заспиртованные — теряли цвет. Восковые модели тоже были недостаточно совершенны…

И тут на глаза профессору попались стеклянные фигурки морских беспозвоночных животных. Медузы с осьминогами так потрясли профессора, что он немедленно отправился в Германию.

Там в Дрездене была мастерская известных художников по стеклу, отца и сына, Леопольда и Рудольфа Блашка. Взгляните сами, какие удивительные произведения создавались в этой мастерской!

http://izbrannoe.com/upload/sotbit.htmleditoraddition/13e/13e4e2e9e2b14cbaf7baea6b5a01a8de.jpg

http://izbrannoe.com/upload/sotbit.htmleditoraddition/7ed/7ede51fb35327da5bdfe3f34a7913bed.jpg

http://izbrannoe.com/upload/sotbit.htmleditoraddition/7c5/7c5d29aec7f9e6e528ea679b889826e9.jpg

Чех Леопольд Блашка происходил из семьи потомственных стеклодувов, работавших в венецианских и богемских стекольных мастерских. «Мой дедушка был самым известным стеклодувом в Чехии», — говорил он.

Опираясь на унаследованное ремесло и учёбу в молодости ювелирному искусству, Леопольд Блашка занялся производством украшений и стеклянных глаз для протезирования и таксидермии.

http://izbrannoe.com/upload/sotbit.htmleditoraddition/841/841584d2e65c72a701ebd3b5d977de19.jpg

Во время самостоятельного ведения бизнеса Леопольд Блашка разработал технологию, позволяющую делать из стекла мельчайшие детали. Он называл её «прядение стекла». Дела шли неплохо, но в 1850 году от холеры умерли жена и сын, а некоторое время спустя — и отец Леопольда. В своём горе он искал утешения у природы, бродя по окрестностям и делая зарисовки луговых растений.

http://izbrannoe.com/upload/sotbit.htmleditoraddition/743/743fc65b14b0d66861f42e7d5ee600a0.jpg

Через пару лет Леопольд Блашка отправился в путешествие в Америку. Во время плавания стеклодув наблюдал феерию морских беспозвоночных — медуз, чьи прозрачные тела были так похожи на любимое Блашкой стекло.

http://izbrannoe.com/upload/sotbit.htmleditoraddition/ff8/ff8e31be352c29322a7c7153fabc7c82.jpg

В свободное от основной работы время Леопольд начал делать поделки из цветного стекла — модели виденных и зарисованных им морских существ. Благодаря наблюдательности и вниманию к деталям, стеклянные медузы были точными копиями живых прототипов.

http://izbrannoe.com/upload/sotbit.htmleditoraddition/b30/b30184d6327e5263b13c83d7c8541d87.jpg

Работы, сделанные ради удовольствия, были замечены: профессор Дрезденского университета Людвиг Райхенбах убедил Леопольда сделать для музея естествознания в Дрездене коллекцию морских анемонов. Он же настоял на том, чтобы Блашка отказался от своего бизнеса по производству галантерейных товаров и изделий для фармацевтов и медиков в пользу изготовления натуралистичных стеклянных моделей для аквариумистов, коллекционеров и музеев.

http://izbrannoe.com/upload/sotbit.htmleditoraddition/9a0/9a0a6afd1323bb8f83667ad59812a4c1.jpg

Профессор Райхенбах оказался прав: новый бизнес Леопольда ждал успех. Уникальные стеклянные модели растений, насекомых и морских животных пользовались успехом у музейщиков всего мира из-за своей искусности и научной точности. Стеклодув переехал в Дрезден, к делу подключился сын мастера от второго брака, Рудольф, еще более талантливый, чем отец…

http://izbrannoe.com/upload/sotbit.htmleditoraddition/395/395bdba01cbac864ddfa62e92ee9babe.jpg

Когда к ним обратился Джордж Гудейл, художники вначале отказались от предложения из-за чрезмерной загруженности работой. Но профессору удалось их уговорить. Леопольд и Рудольф Блашка начали делать растения для Гарвардского музея.

Работа длилась с 1887 до 1936 года. Было создано 847 моделей в натуральную величину, представляющих 780 видов растений, а также более 3000 моделей отдельных частей растений.

http://izbrannoe.com/upload/sotbit.htmleditoraddition/99a/99aaed17b0b7f6bcd2fe19977ef95f15.jpg

Стеклянные цветы Леопольда и Рудольфа Блашка являются уникальными произведениями искусства. До сегодняшнего дня никто не смог сделать ничего подобного. Они выполнены с идеальной анатомической точностью. Их форма и цвета совершенны.

В настоящее время всемирно известная коллекция стеклянных цветов хранится в Гарвардском музее естественной истории, в Гарвардском университете в Кембридже, штат Массачусетс.

 

SkVer