«Бросил семью ради «новой игрушки»». Видеть, как Жженов обнимает на сцене соперницу, Ирине было невыносимо

— «Прошу бросать меня с меньшим темпераментом», — попросила Георгия Жженова его будущая жена актриса Ирина Махаева.

Они встретились в театре. Она наслаждалась недолгими минутами отдыха между репетициями, а он дурачился. Смеялся и ходил по залу на руках, а из его карманов постоянно вываливались разные предметы – расчески, платки и даже деньги.

Их первое официальное знакомство случилось в 1950-м году, а уже спустя пару дней после него они репетировали спектакль, в котором играли супружескую пару.

Вскоре сценическая любовь стала настоящей. Но, увы, продлилось все недолго. Единственная дочь Ирины и Георгия всю жизнь винила отца в предательстве матери, от которого та так и не смогла оправиться.

— «Прошу бросать меня с меньшим темпераментом», - попросила Георгия Жженова его будущая жена актриса Ирина Махаева. Они встретились в театре.

С первой женой его развела судьба, со второй разошелся он сам

Георгий Жженов начал играть в театре, едва ему исполнилось 18 лет. Все вокруг твердили, что из него выйдет хороший актер не только сцены, но и кино. К несчастью, к профессии актера, полноценно он смог вернуться только спустя 17 лет. В 1937 году его обвинили в шпионаже и связях с иностранными агентами. Естественно, арестовали и отправили куда подальше. Пострадала и вся большая семья Жженова, их также выслали. Спастись удалось только одной из сестер, она осталась не при делах, поскольку вышла замуж, и от брата отреклась (никто на нее за это не обижался, родные понимали, что иначе было просто нельзя).

Так Жженов оказался в Норильске и спустя 13 лет ссылки встретил свою третью жену.

С первой (звали ее Евгения Голынчина) его разлучил приговор суда. Незачем было тянуть с собой в глушь молодую девушку, едва вставшую на ноги. Вот и разошлись.

Со второй женой, Лидией Воронцовой, он познакомился на Магадане, где они вместе играли в театре. Брак продлился недолго, да и объединила их, скорее, даже не любовь, а общая трагедия и возможность поделиться своим горем и воспоминаниями с кем-то, кто понимает (Лида и Георгий были ленинградцами, имели общих знакомых, даже репрессированы были почти одновременно).

— «Прошу бросать меня с меньшим темпераментом», - попросила Георгия Жженова его будущая жена актриса Ирина Махаева. Они встретились в театре.-2

Расставание случилось по вине Жженова. Несмотря на свой статус ссыльного, он пользовался популярностью у женщин. Причем не отказывал во внимании ни одной поклоннице.

Жена узнала о новой возлюбленной и поставила вопрос ребром – либо он бросает свою зазнобу и до конца жизни хранит ей верность, либо они расстаются.

Жженов решил выбрать первый вариант и это при том, что в семье уже успела родиться дочь. Девочку назвали Аленой, и ее судьба оказалась ужасной. Поскольку оба родители были ссыльными, да к тому же разошлись, Алена попала в приют. Там она и жила, пока ее не нашла бабушка.

Лидия, кстати, тоже была сослана вслед за Георгием в Норильск. Они даже продолжали вместе играть в театре, но даже не пытались сойтись. Да и не нужно это было обоим.

У Георгия появилась Ирина, а Лида встретила Сергея Таежного. Этот человек был инженером, вольнонаемным, коммунистом, большим начальником в Норильске. Ради Лиды он отказался от всех постов и регалий, но ни разу об этом не пожалел. Вместе они дождались реабилитации Лиды, забрали Алену и переехали в Ригу. Там и остались.

А Георгий вернулся в Ленинград. Причем, смог сделать это не без помощи Ирины. Именно она, на свой страх и риск, отправилась в НКВД, чтобы лично передать письмо Жженова с просьбой об амнистии. Шел 1954 год, они еще даже не были женаты, но её вполне могли арестовать даже за сам визит в это заведение, не то, что за переданное письмо ссыльного.

— «Прошу бросать меня с меньшим темпераментом», - попросила Георгия Жженова его будущая жена актриса Ирина Махаева. Они встретились в театре.-3

Но Ирине повезло, она смогла выбраться живой. Дочь вспоминала о том, как мать рассказывала, что отец стоял перед ней на коленях за этот ее поступок. Правда, спустя несколько лет он благополучно забыл и о нем, и о своей семье…

…Ирина стала его третьей женой еще в Норильске, но дочь родилась у них уже в Ленинграде, где они сначала не имели даже своего угла и ютились по комнатушкам и углам в чужих коммуналках.

Георгий сразу же стал искать работу в театре. Наступила оттепель, и его взяли. Ирина же забеременела и находилась в счастливом ожидании дочери. Но, Георгий оказался не слишком заботливым мужем, потому о будущем приданном для малыша приходилось заботиться ей, он же копил деньги на новый автомобиль и новых женщин.

С приездом в Ленинград жизнь семьи полностью изменилась.

Такой заботливый и внимательный, Жженов стал реже появляться дома, больше проводить времени в компании друзей и подруг, тратил заработки на спиртное и угощения. Жене это не нравилось, но поделать она ничего не могла.

Развестись с ним решилась только после того, как устроилась на работу. Георгий был против ее трудоустройства, ему нравилось, что дома всегда кто-то ждет его. Но к этому времени развод оказался единственным выходом. Дело в том, что уже несколько месяцев он встречался с коллегой по театру Лидией Малюковой.

Общие знакомые убеждали Ирину повременить с расставанием, дескать, нагуляется человек после такого долгого застоя и успокоится. Но ничего такого не случилось. Лидия разошлась с мужем и вышла замуж за Жженова. Георгий первым ушел, переехав сначала в комнатку сторожа при театре им. Ленсовета. Ирина осталась с дочерью одна.

— «Прошу бросать меня с меньшим темпераментом», - попросила Георгия Жженова его будущая жена актриса Ирина Махаева. Они встретились в театре.-4

«Это моя Юлия»

Марину, так звали дочь Ирины и Георгия, не просто оставили с матерью, родители решили, что ей вовсе не следует видеться с отцом, поскольку он «ужасно занят», да и вообще, переехал со своей новой семьей в Москву. Соответственно, часто наносить визиты дочери не сможет. К тому же, у него уже родилась еще одна дочь.

Правда, Марина об ее существовании узнала лет в 13, когда отец пришел к ней в больницу. Она лежала там с заболеванием, которое врачи называли синдромом нехватки родительского внимания. Дело в том, что она оказалась очень впечатлительной девочкой, которая страшно страдала от того, что у нее нет отца.

И в школе, и во дворе все завидовали ей, считали, что она, как сыр в масле катается (к этому времени Жженов стал знаменитым актером кино, часто появлялся на экране, его любили зрители всех возрастов). А об отце у нее были лишь смутные воспоминания, да парочка подарков – мишка, кукла, открытки. Жженов не слишком интересовался дочерью и её это обижало. До самой смерти отца Марина так и не смогла понять, почему именно она стала той самой нелюбимой дочкой, как в сказке.

— «Прошу бросать меня с меньшим темпераментом», - попросила Георгия Жженова его будущая жена актриса Ирина Махаева. Они встретились в театре.-5

При этом любимая была. Ее звали Юля, она могла видеться с Жженовым, когда желала. О ней он заботился прежде всего, а для Марины не находилось даже одной свободной минутки. Несколько раз она пыталась наладить отношения, даже приезжала в гости.

Но новая жена была к ней неблагосклонна, принимала у себя вежливо, но всегда давала понять, что гостить долго не стоит, пора и честь знать. С Юлией отношения, как ни странно, складывались лучше, чем с отцом. Особенно близки они не стали, но в отличие от Жженова, Юлия не забывала поздравить сестру с очередными праздниками и важными для той датами – свадьбой, рождением ребенка.

Марину всегда обижало еще и то, что из-за отца мать так и осталась всю жизнь одна. Она так его любила, что не смогла отпустить из своего сердца и никого больше возле себя видеть не желала. А вот Марина постоянно искала себе отца и матери мужа. Каждый мужчина, что появлялся в их доме, рассматривался ею в качестве потенциального папы. Но Ирина так и не решилась на новые отношения.

— «Прошу бросать меня с меньшим темпераментом», - попросила Георгия Жженова его будущая жена актриса Ирина Махаева. Они встретились в театре.-6

Сама же Марина пошла, скорее, в отца, чем в мать.

Она трижды побывала замужем. Первый раз студенческим браком, который быстро распался, в основном, по причине проживания супругов в разных городах. Отца, она с мужем, правда, успела познакомить. Но тот особой радости от встречи не выказал. Кажется, ему было все равно.

Даже новорожденного внука (сын у Марины родился в браке уже со вторым мужем) увидел только благодаря стараниям зятя. Тот взял билеты на спектакль Жженова и прорвавшись после его окончания за кулисы, буквально насильно познакомил деда с внуком. Петя, так назвали мальчика, деду понравился. Он был у него первым внуком, потому заслужил толику внимания и даже парочку подарков.

Правда, особенно теплых отношений все равно не вышло, ребенок стеснялся, а потом, когда подрос его стали интересовать уже собственные проблемы.

К счастью, если дочь Жженов почти позабыл, внуку все же помогал. При его поддержке он учился в музыкальной школе, дед полностью оплачивал обучение. Когда умерла мать Марины, отец на похороны не приехал, но деньги прислал. Марина, конечно же, обижалась, но таков был у ее отца характер, даже к своей матери он относился не лучше, что уж говорить о бывшей жене.

Дочь и внук Жженова

Дочь и внук Жженова

С третьим мужем дочери он познакомился только спустя семь лет их брака, причем, абсолютно случайно. Марина, кстати, в этом плане была все же в отца, также, как он не успел попрощаться ни со своей матерью, ни с бывшей супругой, так и она с ним не попрощалась. Последний раз она видела его на премьере документального фильма «о нем и его семье».

Тогда Жженову уже было 90 лет, вот и сняли о нём фильм. После премьеры Марина хотела повидаться, но была страшно расстроена тем, что увидела на экране. Ни о ней, ни об её матери там не было ни слова.

Вот и не подошла. А вскоре отца не стало. Она всю жизнь считала его ужасно забывчивым и неблагодарным человеком, но после его смерти, признавалась, что жалеет о том, что так и не смогла наладить с ним отношения.

Какая-то в этом была доля и ее вины.

 

SkVer
«Бросил семью ради «новой игрушки»». Видеть, как Жженов обнимает на сцене соперницу, Ирине было невыносимо
Нина Головина в возрасте 22 лет и Сергей Столяров в возрасте 24 лет. Все скриншоты из фильмов сделаны специально для статьи
Нина Головина (1936-2023) и Сергей Столяров-младший (1962-2023): мать и сын из знаменитой советской кинодинастии