Невероятная слава, которая принесла советскому актёру только страдания

Зрителям старшего поколения очень хорошо известно имя Александра Демьяненко.

Молодое поколение вряд ли помнит настоящее имя актёра, но если сказать «Шурик», то сразу понятно, кто имеется в виду.

Персонаж стал его наградой и одновременно наказанием, потому что нет ничего хуже для актёра, чем быть в тени своего персонажа.

В итоге Демьяненко стал заложником образа. Более того, шумиха вокруг Александра Сергеевича, которая возникала везде, где бы он ни появлялся, сильно раздражала немногословного от природы актёра и затворного человека.

Жажда людей прикоснуться к своему кумиру, получить автограф, пообщаться со знаменитостью причиняла ему невероятные мучения и неудобства в повседневной жизни.

Александр Сергеевич Демьяненко (30 мая 1937 — 22 августа 1999). Изображение из интернета*

Александр Сергеевич Демьяненко родился 30 мая 1937 года в Свердловске в семье театрального актёра. Для Саши его отец всегда был эталоном, хотя он неоднократно уходил из семьи к другим женщинам. Благодаря своему отцу мальчик впервые соприкоснулся с искусством и полюбил его.

Почти каждый день после школы Саша шёл к отцу на работу и часами наблюдал за всем, что происходило в театре. Мальчику так нравилось всё происходящее на сцене, что он даже не понял, как захотел стать актёром. Его не интересовало ничего, кроме театра.

В 1954 году он окончил среднюю школу и начал строить планы на получение актёрского образования. Ему повезло, потому что в тот год в их городе начала работу приемная комиссия МХАТа, которая приезжала в Свердловск в поисках молодых талантов.

Александр, конечно же, не мог упустить шанс учиться в известном театральном институте. Но парень был так взволнован, что провалил экзамен с треском.

Александр Сергеевич Демьяненко (30 мая 1937 — 22 августа 1999). Изображение из интернета*

Будущий кинокумир поступил в местный университет и изучал право. Он хорошо учился, но уже через год понял, что не сможет стать юристом.

Ему не хотелось тратить время на изучение важных наук, потому что эта профессия ему была не по душе.

Демьяненко забрал документы из института и уехал в Москву, чтобы попробовать поступить ещё раз и заниматься своим любимым делом. Москва тепло встретила свердловского мальчика. Александр Демьяненко сдавал экзамены не в одном, а в двух знаменитых театральных вузах — ГИТИС и Щукинское училище. И в оба поступил, но выбрал ГИТИС, как когда-то его отец.

Несомненно, он был одарённым, но иногда безрассудные выходки его экстраординарного характера приводили в недоумение всех учителей — в середине семестра Саша мог легко прервать учёбу и уехать домой к семье в Свердловск.

Однако учителя и его наставник Иосиф Раевский всё же не стали его прогонять. Раевский просто попросил Демьяненко не пропускать занятия, на которых преподавалось актёрское мастерство.

После окончания учебы в 1959 году Александр был принят в труппу Московского театра имени Маяковского, на сцене которого выступал в течение трёх лет. Но этот театр так и не стал его домом, Демьяненко предпочёл работу в кино, которая началась ещё на втором курсе училища.

Александр Сергеевич Демьяненко (30 мая 1937 — 22 августа 1999). Изображение из интернета*

В кино молодой актёр дебютировал в роли Мити в фильме «Ветер» Александра Алова и Владимира Наумова.

Зрителям и режиссёрам актёр запомнился по этой оптимистической драме, которая завершала «комсомольскую» трилогию «Тревожная молодость» и «Павел Корчагин».

В фильме «Ветер» и возник образ скромного и интеллигентного молодого человека, способного на подвиги. Образ этот уже тогда прочно закрепился за Александром.

Те же режиссёры, Алов и Наумов, в 1961 году выпустили ещё один фильм под названием «Мир входящему», в котором снова был задействован Демьяненко. Его герой — лейтенант Ивлев, только что окончивший военное училище. Кинолента понравилась не только советским зрителям — её с большим интересом смотрели и за рубежом. Фильм получил множество призов на самых известных фестивалях — Брюссельском и Венецианском.

Два других фильма, вышедших после драмы » Мир входящему», упрочили положение Александра Демьяненко в советском кинематографе. Лирическая комедия «Карьера Димы Горина», в которой молодой актёр изобразил честного кассира, сделала его ещё более известным. Успех был закреплён блестящей комедией «Взрослые дети».

В 1962 году Александр Демьяненко принял окончательное решение покинуть Театр Маяковского и переехать в северную столицу. На это были свои причины — в Ленинграде актёру предоставлялась квартира. Более того, он часто снимался на «Ленфильме», и ему предложили там постоянную работу.

Александр Сергеевич Демьяненко (30 мая 1937 — 22 августа 1999). Изображение из интернета*

Продолжая сниматься, Александр вскоре представил на зрительское внимание новую работу со своим участием — фильм «Порожний рейс» режиссёра Владимира Венгерова.

В картине Демьяненко сыграл отважного журналиста Сироткина, который пытается распутать целую паутину финансовых афер.

Фильм имел большой успех. Не менее оглушительный успех имел фильм «Государственный преступник» режиссёра Николая Розанцева. В этом фильме Демьяненко сыграл молодого следователя по особо важным делам Андрея Поликанова, которому было поручено расследование дела военного преступника.

С уверенностью этот период в творчестве актёра можно назвать временем бурного роста. Прохожие узнавали его, а типографии публиковали его фотографии, которые можно было купить в любом киоске «Союзпечать». И никто не мог предположить, что ещё большая слава к нему придёт совсем скоро.

Известному московскому режиссёру Леониду Гайдаю нужен был типаж для непутевого молодого человека Владика Арькова, интеллектуального оболтуса, который постоянно попадал в смешные ситуации.

Когда режиссёр приехал в Ленинград и увидел Александра Демьяненко, он понял, что это именно тот актёр, который ему нужен. Прямо перед ним стоял человек, которому не нужно было ни напрягаться, ни перевоплощаться: это был готовый Владик.

Но во время съёмок Владик превратился в Шурика. Для того чтобы точно изобразить персонажа, актёру пришлось обесцветить волосы. Однако стилисты, которые хотели добиться радикального блонда, так сильно обжигали волосы актёра, что кожа покрывалась волдырями.

С выходом фильма «Операция «Ы» популярность Демьяненко взметнулась вверх. Никто даже не пытался называть его по имени, его называли просто Шуриком.

 

Леонид Гайдай был завален мешками писем с просьбой продолжить историю об обаятельном Шурике. Откликнувшись на пожелания зрителей, режиссёр через два года снял «Кавказскую пленницу», или «Новые приключения Шурика».

И вновь появился Александр Демьяненко в образе, столь любимом миллионами.

А в 1973 году на экраны вышла еще одна лента, которая привела в восторг миллионы зрителей. Это была комедия под названием «Иван Васильевич меняет профессию». И здесь нашлась роль для Александра Демьяненко. Это не был любимый Шурик, но зрители были в восторге от фильма.

Лента стала настоящим шедевром и заняла достойное место в золотом фонде советского кинематографа. Однако в то время, когда вся страна была готова расцеловать любимого артиста, у него начались проблемы с другой стороной славы.

Александр Демьяненко стал заложником своего Шурика. Режиссёры с трудом находили для него роли, потому что за ним, словно приклеенный, тянулся шлейф нелепого белокурого студента.

Александр Сергеевич Демьяненко (30 мая 1937 — 22 августа 1999). Изображение из интернета*

От известности, которая появилась после громких фильмов Гайдая, Демьяненко очень пострадал.

К нему могли просто подойти посреди улицы, похлопать по спине или плечу, назвать Шуриком и пригласить выпить, что очень не нравилось Александру.

Актера часто приглашали на вечерние встречи со зрителями, и он соглашался только потому, что за это платили. На этих встречах его спрашивали о личной жизни, требовали открытости. Именно это больше всего возмущало артиста, так как он считал личную жизнь неприкосновенной.

Режиссёры не могли решить, какие роли они могут предложить Александру, поэтому у него почти не было работы.

Но, несмотря на отсутствие новых лент, он продолжал подвергаться преследованиям со стороны поклонников. По улицам становилось всё труднее ходить, и это очень расстраивало артиста.

За неимением работы Демьяненко начал дублировать зарубежные фильмы. Многие зарубежные кинозвезды и даже герои мультфильмов говорили с экрана его голосом.

Время от времени актёру предлагали интересный эпизод или небольшую роль в хорошем фильме. Так, он сыграл приказчика Илью Сохатых в «Угрюм-реке», Шестакова в «Зеленом фургоне».

Александр Сергеевич Демьяненко (30 мая 1937 — 22 августа 1999). Изображение из интернета*

После ухода с «Ленфильма» Демьяненко стал актёром Театра комедии Акимова, а в середине 90-х годов перешёл в петербургский театр «Приют комедиантов», где играл в постановках «Владимирская площадь» и «Антигона».

Герои его были совершенно разными, но Александр очень органично смотрелся в каждом из них, что ещё раз подтвердило наличие у него настоящего драматического таланта, который так и не раскрылся в полной мере.

Александр Демьяненко в 1991 году стал народным артистом РСФСР, но, похоже, эта награда подвела черту под его творческой биографией.

Он по-прежнему выступал на театральной сцене и озвучивал зарубежные фильмы, но уже понимал, что Шурика ему никогда не превзойти.

Во время съёмок одного из эпизодов комедийного сериала «Клубничка» у Александра произошло отслоение сетчатки глаза.

Врачи прооперировали его глаз под сильным наркозом, из которого актёр с трудом вышел. Через некоторое время его снова госпитализировали, так как было подозрение, что у актёра язва желудка. Обследование показало, что у него был совершенно другой диагноз — инфаркт, и к тому же повторный.

Александр перенес первый инфаркт «на ногах» и даже не знал об этом. Врачи принялись готовить актёра к операции по шунтированию, но уже было слишком поздно.

Александр Демьяненко ушёл из жизни 22 августа 1999 года.

Александр Сергеевич Демьяненко (30 мая 1937 — 22 августа 1999). Изображение из интернета*

Безусловно, Александр Сергеевич Демьяненко — звезда первого ранга в советском кино. Фильмография народного артиста РСФСР насчитывает более 70 фильмов, но ни один из его героев не смог так понравиться массовому зрителю, как простой белокурый парень из картин Гайдая.

Александр Сергеевич Демьяненко (30 мая 1937 — 22 августа 1999). Изображение из интернета*

 

SkVer
Невероятная слава, которая принесла советскому актёру только страдания
http://cpykami.ru/wp-content/uploads/2019/01/1pita-800x450.jpg
Арабская лепешка Пита — простой хлеб с кармашком