Неповторимая Римма Быкова — «гвоздь ручной ковки»

Римма Быкова была актрисой сильного драматического дарования, проникновенного лиризма в сочетании с филигранной актёрской игрой. Внешне хрупкая и неброская, она создавала женские образы как бы светящиеся изнутри и покоряющие духовной чистотой и нравственной силой.

"Клоун". Нора. 1980

«Клоун». Нора. 1980

К сожалению, актриса мало снималась в кино, оставаясь театральной актрисой. С чем это было связано — так и осталось загадкой. Но и её избранные киноработы зрители конечно же помнят: старомодная мама в «Дневном поезде», учительница литературы в «Осенней истории», Нора в «Клоуне»…

Актриса родилась в Севастополе. В военный 1943 год отправилась в только что освобождённый Донецк и поступила в студию при местном драмтеатре, где и дебютировала на сцене. Потом с фронтовой бригадой исколесила почти весь Советский Союз. После актриса работала в Одесском ТЮЗе и во Всеукраинском театре Советской Армии в Киеве, попутно экстерном получив диплом о высшем театральном образовании.

В начале 1950-х годов Римма Быкова оказалась в Махачкале, где вышла замуж за местного актёра Ясинского и играла почти все главные роли в репертуаре местного театра. И тут в её жизни возник Иннокентий Смоктуновский.

На долю великого Смоктуновского пришлось немало невзгод: война, сражение на Курской дуге, плен, лагерь, запрет на проживание в 39 городах России. Отказ в нескольких ведущих театрах Москвы, ночёвки на чердаках впроголодь предшествовали главной роли в «Идиоте».

Иннокентий Михайлович, тогда совсем неизвестный актёр, влюбился в Быкову сразу. Его совсем не смущало то, что она замужем. Он буквально не давал ей проходу. Вскоре актриса сдалась на милость победителю.

Быкова и Смоктуновский расписались и оставили Махачкалу, уехав в Грозный. А после они переметнулись в Сталинград, где стали работать в местном драмтеатре.

Супругам в Сталинграде выделили двухкомнатную квартиру. По вечерам они на примусе варили пельмени и пили чай. Их мало интересовал быт. В то время творческая молодёжь презирала всякие мещанские штучки, легко расставалась с деньгами.

Супруги бесконечно репетировали дома и читали вслух. Смоктуновский очень много фотографировал жену. Ещё живя в Норильске, он пристрастился к фотографии по совету своего друга и сослуживца Георгия Жжёнова, который утверждал, что актёрство может закончиться в любой момент, а фотография будет кормить ещё долго.

Но всё же идиллия закончилась. Прожив почти пять лет со Смоктуновским, Римма Быкова от него ушла.

Её стала раздражать манера мужа играть не только на сцене, но и в жизни. Два очень талантливых человека исчерпали себя в личной жизни. У актрисы закрутился роман с театральным художником Виктором Лесковым. Смоктуновский ревновал, переживал, но сделать ничего не смог. Дошло до рукоприкладства со стороны мужчин.

А потом состоялось заседание профкома, где разбирали недостойное поведение Смоктуновского. Это и стало последней каплей, заставившей актёра написать заявление об уходе, тем более что отношения с главным режиссёром Фирсом Шишигиным у него тоже никак не складывались.

Уходя, Иннокентий Смоктуновский пообещал: они все о нём ещё услышат, не пройдёт и пяти лет. О нём действительно услышали, имя актёра гремело на всю страну. Причём в его судьбе сыграла важную роль другая Римма — Маркова, тогда еще тоже малоизвестная актриса. Она помогла устроиться Смоктуновскому в театр им. Ленинского комсомола на мизерную ставку.

"Чужая родня". 1955

«Чужая родня». 1955

Роман Риммы Быковой и её избранника вскоре перерос в глубокое взаимное чувство и окончился бракосочетанием. И этот союз оказался долгим и весьма успешным.

Они перебрались работать в ленинградский театр Ленинского комсомола, где Римма Быкова вскоре стала ведущей актрисой. На спектакли с её участием публика шла валом. Особенно удачной у неё получилась роль в спектакле «Маленькая студентка», где она играла главную роль.

В спектакле играли настоящие звёзды Ленинграда, но даже несмотря на великолепный состав, Р. Быкова выделялась из всех своей поразительной проникновенностью и трогательностью.

Пару раз актриса в середине 50-х годов мелькнула в кино, сыграв эпизодические роли. Но кинокарьера у актрисы тогда не получилась. Только в 1970-е годы Римму Быкову стали потихоньку снимать. Она сыграла роль Марьи Никитичны в первом отечественном сериала «День за днём», и после великолепно сыграла все роли в кино, куда была приглашена.

"Дневной поезд". Мама Веры. 1976

«Дневной поезд». Мама Веры. 1976

К тому времени Римма Быкова уже перебралась в Москву и числилась в труппе Театра им. Станиславского. Помимо спектаклей, она выступала с концертными программами: «Жизнь трагической актрисы Пелагеи Стрепетовой» Лескова, «Весь мир – театр…» по пьесам У.Шекспира, «Евгения Ивановна» по повести Л.М.Леонова, «Пушкин. Поэзия и проза» (к 200-летию А.С.Пушкина). Очень успешно актриса служила в театре «Сфера». Проявила себя Римма Александровна и в театральной режиссуре.

Актриса прожила долгую и насыщенную жизнь на сцене и покинула этот мир в 2008 году.

Как вспоминал племянник актрисы, каждый год на день рождения Достоевского, Римма Быкова приезжала в Питер, платочком протирала памятник и клала цветы. Затем шла к могиле Пелагеи Стрепетовой. Мало кто знал, что долгие годы она искала её могилу. И ведь нашла и перевезла прах в Ленинград, где её перезахоронили недалеко от могилы Достоевского в Невской Лавре.

По воспоминаниям её коллег по театру актриса обладала сильным характером, часто спорила с режиссёрами, отстаивая своё виденье материала. Работать с ней было непросто, но весьма интересно. Некоторые коллеги-актёры без шуток считали, что она была гениальной актрисой.

Римма Александровна Быкова была особым человеком. Про таких говорят: штучный товар или гвозди ручной ковки. Её странноватый неповторимый тембр голоса полный внутренней энергии и драматизма, завораживал и проникал прямо в сердце.

 

SkVer