Режиссёра, лежавшего в психбольнице из-за предсказаний будущего, чуть не посадили за создание нелегального театра

Как актёр, Ролан Быков был интересным и запоминающимся, покоряя зрителей с первого момента своего появления на экране.

Он обладал невероятной харизмой, поэтому почти все его роли не оставались незамеченными.

Актёр мог превратить самый незначительный эпизод в уникальный кадр, который запомнится навсегда.

Как режиссёр Ролан Быков заслуженно стал одним из лучших постановщиков отечественного детского кино, а его фильмы «Внимание, черепаха!», «Автомобиль, скрипка и собака Клякса», «Телеграмма» и, особенно, «Чучело» включены в «золотой фонд» советского кинематографа.

Путь в искусство Ролана Антоновича был нелёгким, но вера в себя и свои силы помогли ему преодолеть все трудности.

Ролан Быков. Изображение из интернета*

Ролан Быков. Изображение из интернета*

Родился Быков Ролан Антонович в Киеве 12 октября 1929 года. Первую мировую войну его отец Семен Гордановский прошёл разведчиком и попал в австрийский плен, после чего сменил имя и фамилию на — Антон Быков.

Ролан получил своё необычное имя в честь французского писателя Ромена Роллана (мать думала, что Ромен — это фамилия). При оформлении документов мальчика, сотрудник паспортного стола допустил ряд ошибок: во-первых, вписал в свидетельство о рождении месяц ноябрь вместо октября, во-вторых, перепутал имя и отчество.

Таким образом, Ролан Антонович на бумаге долгое время был Роландом Анатольевичем. В семье был ещё один сын, Героним, который в будущем стал доктором медицинских наук.

"Это начиналось так" (1956 год). Изображение из интернета*

«Это начиналось так» (1956 год). Изображение из интернета*

Когда мальчику было пять лет, семья переехала в Москву, где и прошло его детство. Ролан начал заниматься в театральной студии «Родник» во Дворце пионеров вместе с Александром Миттой, Владимиром Андреевым и Игорем Квашой, будущими звездами театральной сцены и экрана.

Когда началась война, отец Ролана ушёл добровольцем на фронт, и сыновья его больше не видели.

Мать и дети были эвакуированы в Йошкар-Олу.

Там бабушка Ролана практиковала гадание на картах и этим зарабатывала и поддерживала семью. Однажды мальчик решил попробовать себя в этом деле и предсказал соседке, что её муж вернется с фронта через три дня. Как же все были удивлены, когда это произошло на самом деле!

После этого молодой предсказатель не имел недостатка в «клиентах», и все, на удивление, были довольны его работой.

Вскоре гонорары Роланда стали важной частью семейного дохода. Увлечение Быкова гаданиями не осталось без последствий – видя много плачущих людей, приходящих к нему за помощью, он начал страдать частыми нервными срывами.

Когда семья вернулась в Москву зимой 43-го года, ему пришлось обратиться за профессиональной помощью. Некоторое время Быков находился на лечении в психиатрической больнице имени Кащенко.

"Звонят, откройте дверь" (1965). Изображение из интернета*

«Звонят, откройте дверь» (1965). Изображение из интернета*

Окончив школу, Быков пошёл поступать в столичные театральные училища. Вопреки тому, что претензий к способностям молодого человека никто не предъявлял, невысокий рост Ролана заставлял одно учебное заведение за другим отвергать абитуриента.

В итоге уникального, артистичного парня приняли в училище имени Щукина, закрыв глаза на антропометрику. Так в 1947 году Быков начал учиться на курсе Веры Львовой и Леонида Шихматова.

"Женитьба Бальзаминова" (1964). Изображение из интернета*

«Женитьба Бальзаминова» (1964). Изображение из интернета*

Активно играя на сцене, Ролан параллельно с учёбой руководил театральной труппой московской фабрики «Сангигиена» в 1949-1950 годах.

После окончания ВУЗа Быков сразу же вошёл в столичные театральные круги — его включили в труппу Театра юного зрителя, где артиста немедленно задействовали во многих постановках.

Зарплата актёра была невысокой, и около двух лет Быков подрабатывал ещё и на сцене Московского драматического театра, к тому же руководил театральной студией при Бауманском доме культуры.

Его писательский талант позволил ему дополнительно работать внештатным корреспондентом детского отдела Центрального телевидения и редактором рубрики сатиры и юмора на радио. Так Быков и зарабатывал на жизнь.

"Внимание, черепаха!" (1969). Изображение из интернета*

«Внимание, черепаха!» (1969). Изображение из интернета*

В ТЮЗе актёр познакомился со своей первой женой Лидией Князевой. Детей у них не было, и пара решила усыновить мальчика Олега. В браке они прожили 15 лет.

Ролан Антонович дебютировал в кино в 1954 году, сыграв эпизодическую роль в фильме «Школа мужества», а затем у него было ещё несколько небольших ролей в ряде фильмов.

"Школа мужества" (1954). Изображение из интернета*

«Школа мужества» (1954). Изображение из интернета*

Довольно скоро ему пришла в голову идея основать свой собственный театр.

Без официального разрешения в 1957 году Быков открыл любительский студенческий театр при Московском государственном университете.

За такое самоуправство в те времена можно было попасть за решётку, но в данном случае бюрократическая система сработала на руку Быкову, так как ведомства не могли решить, кто должен заниматься его деянием.

На стороне режиссёра вскоре выступила известная театральная актриса Александра Яблочкина, и театр, благодаря её хорошим связям, обрёл возможность дальнейшего функционирования.

В разные годы здесь работали такие известные актёры и режиссёры, как Ия Саввина, Алла Демидова, Сергей Юткевич, Марк Захаров, Роман Виктюк.

Первой значительной работой Быкова, как актёра в кино стала роль Акакия Акакиевича Башмачкина в экранизации гоголевской «Шинели» 1959 года, и в том же году Быков был приглашён на должность главного режиссёра Ленинградского театра имени Ленинского комсомола.
Проработав всего год во главе «Ленкома», Ролан решил полностью посвятить себя кино.

Следующие 30 лет Быков работал на киностудии «Мосфильм», где стал сначала актёром, а затем режиссёром художественных фильмов.

"Шинель" (1959). Изображение из интернета*

«Шинель» (1959). Изображение из интернета*

Будучи актёром широкого диапазона, он особенно прославился как блестящий комедийный характерный исполнитель, однако играл и драматические роли, что открыло еще одну сторону таланта Быкова. Фильмы с его участием со временем стали культовыми — «Я шагаю по Москве» Г. Данелии, «Большая перемена» и «По семейным обстоятельствам» А. Коренева, «Приключения Буратино» и «Про Красную Шапочку» Л. Нечаева и другие.

За свою карьеру Быков сыграл более ста ролей.

"Я шагаю по Москве" (1963). Изображение из интернета*

«Я шагаю по Москве» (1963). Изображение из интернета*

"Большая перемена" (1972, 1973). Изображение из интернета*

«Большая перемена» (1972, 1973). Изображение из интернета*

"Про Красную Шапочку" (1977). Изображение из интернета*

«Про Красную Шапочку» (1977). Изображение из интернета*

"По семейным обстоятельствам" (1977). Изображение из интернета*

«По семейным обстоятельствам» (1977). Изображение из интернета*

Режиссёрский дебют Быкова состоялся в 1962 году, он снял комедию «Семь нянек».

Второй фильм, «Пропало лето», также был комедией и получил главный приз в молодёжном конкурсе Каннского кинофестиваля.

Фильм Корнея Чуковского «Айболит-66», снятый по мотивам сказки, стал важным шагом в развитии отечественного музыкального комедийного кино. Роль Бармалея в нём считается одной из самых ярких в творческой биографии актёра, хотя премию «Ника» за лучшую мужскую роль Быков получил за образ Ефима Магазанника в фильме «Комиссар».

"Пропало лето" (1963). Изображение из интернета*

«Пропало лето» (1963). Изображение из интернета*

"Айболит-66" (1966). Изображение из интернета*

«Айболит-66» (1966). Изображение из интернета*

Комиссар (1967). Изображение из интернета*

Комиссар (1967). Изображение из интернета*

Ролан Быков был более успешен в трагикомических ролях, щедро предлагая зрителям остроумные и яркие актёрские приемы, но артист предпочитал намеренно снижать возвышенный героизм юмористической трактовкой, выделять поведение персонажа в исключительном случае или заметно заземлять характер.

Склонность Ролана Быкова к выходкам, карнавализации, демонстрации актёрских приёмов и сознательному преодолению границ искусства наиболее ярко проявилась в его режиссёрской работе «Айболит-66», в которой он умело и новаторски задействовал жанр мюзикла и принцип вариоэкрана, позже применённый им в лирической комедии «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» (1975).

Свою новую любовь и будущую жену актрису Елену Санаеву, дочь известного актёра Всеволода Санаева, Быков встретил в 1972 году. У актрисы был сын от предыдущего брака, но Ролан любил его и воспитывал как родного. Позже пара появилась в фильме «Приключения Буратино» (1975) в ролях лисы Алисы и кота Базилио.

"Приключения Буратино" (1975). Изображение из интернета*

«Приключения Буратино» (1975). Изображение из интернета*

Сняв несколько фильмов для детей и юношества, Быков смог осуществить долгожданную экранизацию гоголевского «Носа» в 1977 году, в которой режиссёр сыграл четыре роли (Платон Кузьмич Ковалев, асессор в училище / Нос Ковалева / Иван Яковлевич, цирюльник / старый крестьянин, странствующий с упряжкой лошадей).

Неожиданно мрачная трактовка и определённое стилистическое разнообразие этого фильма привели к тому, что власти встретили его с раздражением, и в советское время он был показан всего один раз.

"Нос" (1977). Изображение из интернета*

«Нос» (1977). Изображение из интернета*

Только с большим трудом и вопреки сопротивлению различных инстанций ему удалось снять свою самую бескомпромиссную работу — нравственную драму о жизни школьников «Чучело», за которую он получил Государственную премию в 1986 году.

"Чучело" (1983). Изображение из интернета*

«Чучело» (1983). Изображение из интернета*

С середины 1980-х годов он становится продюсером в объединении «Юность» при «Мосфильме», а затем руководителем Всесоюзного центра кино и телевидения для детей и юношества (ныне Международный фонд развития кино и телевидения для детей и юношества имени Ролана Быкова), созданного в 1989 году, и редко снимается в кино.

Хотя эти немногочисленные роли можно соотнести с работами лучшего актёрского периода в пьесах Быкова второй половины 1960-х годов. Стоит упомянуть его работы в «Письмах мертвого человека», «Оно» и «Серых волках».

"Письма мёртвого человека" (1986). Изображение из интернета*

«Письма мёртвого человека» (1986). Изображение из интернета*

"Оно" (1989). Изображение из интернета*

«Оно» (1989). Изображение из интернета*

"Серые волки" (1993). Изображение из интернета*

«Серые волки» (1993). Изображение из интернета*

В 1990-е годы Ролан Антонович снимался не так интенсивно, как раньше, из-за влияния лет и болезней (у Быкова была диагностирована тяжёлая форма рака лёгких — две операции не принесли особого результата, они лишь продлили его жизнь на пару лет).

Тем не менее, Быков участвовал в политической жизни, став народным депутатом СССР, часто появлялся на телевидении в различных программах и документальных проектах, успевал руководить своим личным фондом.

Он также писал стихи, мемуары и работал над фильмом о войне под названием «Портрет неизвестного солдата», но не успел его закончить.

Народный артист СССР, лауреат многочисленных премий и наград за свою деятельность, актёр, режиссер, сценарист и педагог Быков Ролан Антонович скончался 6 октября 1998 года в одной из московских больниц. Могила выдающегося деятеля искусства находится на Новодевичьем кладбище.

Ролан Быков. Изображение из интернета*

Ролан Быков. Изображение из интернета*

SkVer
Режиссёра, лежавшего в психбольнице из-за предсказаний будущего, чуть не посадили за создание нелегального театра
Изображение выглядит как дерево, человек, внешний, мужчина Автоматически созданное описание
Любовь всей жизни и поздний ребёнок։ Как сейчас выглядит актёр Евгений Киндинов и как сложилась его жизнь