По ней сходили с ума все знатные мужчины города, а собственному мужу она была не нужна

Симонетта считалась лучшим украшением Флореции. Вздернутый носик, высокие скулы, лебединая шея и копна вьющихся золотисто-медных волос, в которых будто запуталось солнце.

Девушка заплетала волосы в затейливые косы, укладывая на висках и затылке подобно листьям винограда. Шестнадцатилетняя Симонетта Каттанео приехала в Тоскану вместе с родителями в 1469 году.

Портрет молодой женщины

Портрет молодой женщины

Дочь богатого генуэзского торговца вскоре взял в жены флорентиец Марко Веспуччи из знаменитого рода купцов и мореплавателей. Этот брак был выгоден обеим сторонам: семья Марко имела хорошие связи во Флоренции, особенно с семьей Медичи.

Его кузен и сверстник Марко — Америго Веспуччи состоял на службе в банкирском доме Медичи, и красавица-генуэзка также была представлена ко двору.

Ее муж постоянно находился в разъездах. Похоже, он не очень-то интересовался женой. Синьора Веспуччи была добродетельна, и знатные дамы не ревновали влюбленных в нее мужей. Красавица появлялась в церкви и на площадях в окружении слуг. Она была желанной гостьей на всех празднествах.

«Не было ни единой женщины, завидовавшей ей, и все настолько хвалили ее, что это казалось вещью необыкновенной: так много мужчин любили ее без возбуждения и ревности, и так много дам восхваляли ее без злобы…» — писал о Симонетте ее современник Анджело Полициано.

Однажды Симонетту увидел художник Сандро Боттичелли. Утром 28 января 1475 года на площади около церкви Санта-Кроче яблоку негде было упасть. То был день джостры — рыцарского турнира, устроенного братьями Лоренцо и Джулиано Медичи, некоронованными правителями Флоренции, в честь именин прекрасной Симонетты.

Лоренцо и Джулиано Медичи

Лоренцо и Джулиано Медичи

Бескровное фехтование и вольтижировка завершились победой Джулиано и Симонетта возложила на его голову серебряную корону. Симонетта была провозглашена королевой турнира и перед всей Флоренцией — дамой сердца Джулиано.

От острого взгляда художника не укрылась тайная грусть в глазах молодой женщины. Сандро усмехнулся: не по нраву ему этот культ Прекрасной Дамы. Глупо играть в войну или в любовь: сражаться — так сражаться, любить — так любить!

Может не поклонение ей нужно, а крепкие объятия и жаркие поцелуи? Сандро считал, что разбирается в женщинах. Высокий, стройный, с пышными кудрями, он пользовался успехом у многих дев и жен. Жизнелюб и красавец мог найти ключик к любой женщине, и только сердце одной из них было для него закрыто.

Сандро Боттичелли, автопортрет (?). Фрагмент картины "Поклонение волхвов". Галерея Уффици, Флоренция

Сандро Боттичелли, автопортрет (?). Фрагмент картины «Поклонение волхвов». Галерея Уффици, Флоренция

Как он мечтал расплести ее косы, чтобы волосы заструились по плечам золотыми волнами. Но где уж ему, сыну простого дубильщика тягаться с Медичи. Боттичелли поклялся себе, что добьется славы и признания. Когда-нибудь Флоренция будет гордиться им…

И ему повезло. Крупный заказ, с которым не справились в мастерской самого Поллайло, попал к Сандро Боттичелли, и он не упустил удачу. Теперь ему поручали все больше заказов, ведь Медичи покровительствовали зодчим, ваятелям и живописцам.

Пришла весна. На узких улочках мальчишки гоняли тряпичный мяч. Гул колоколов несся над мутными водами Арно, старым мостом Понте-Веккьо, черепичными крышами домов и и островерхими шпилями церквей.

Мост Понте-Веккьо

Мост Понте-Веккьо

Душа Сандро пела в унисон со звоном колоколов — Симонетта дала согласие позировать ему!

При встрече он оробел и напрочь позабыл все смелые слова, которые твердил несколько месяцев подряд. Она вышла к нему в простом темном платье; сквозь вырез на груди белела рубашка из тончайшего полотна в мелких сборках, шею обвивала жемчужная нить со стариной камеей.

Вблизи Симонетта казалась еще более юной и хрупкой. Его взгляд все время возвращался к впадинке на груди, где покоилась камея. Сандро темнел лицом, стыдясь своих желаний. Окончив сеанс, он заметил, что щеки красавицы тоже горят.

По ней сходили с ума все знатные мужчины города, а собственному мужу она была не нужна

Однако все последующие сеансы пришлось отложить: в начале апреля Симонетта слегла с лихорадкой. Синьор Стефано, известный медик, заподозрил чахотку, и перепуганные Веспуччи увезли Симонетту к морю — в Пьомбино. Из Генуи примчалась мать Симонетты ухаживать за больной.

Братья Медичи, занятые на государственной службе, каждый день посылали гонцов справляться о самочувствии больной. Чтобы узнать новости, Сандро подкупал гонцов.

С лихорадкой долго не удавалось справиться. 20 апреля наступило улучшение, и врачи уверяли, что опасность миновала. Сандро представлял, как поцелуями вдохнет в любимую новые силы.

26 апреля 1476 года один из родственников Симонетты написал Лоренцо Медичи в Пизу: «Благословенная душа Симонетты отправилась в рай. Да упокоится она с миром!»

По ней сходили с ума все знатные мужчины города, а собственному мужу она была не нужна

Лоренцо Медичи описал чувства, охватившие его после смерти прекрасной Симонетты. Лоренцо пишет, что, прочитав письмо, он вышел в сад: «Была ночь, и мы с моим дражайшим другом шли вдвоем, беседуя о поразившем нас несчастье.

Погода была ясная, и мы, беседуя, увидели на западе сверкающую звезду, столь яркую, что она своим сиянием затмила не только другие звезды, но и прочие светила, померкшие в ее свете. Любуясь той звездой, я обернулся к другу своему и сказал: «Не удивимся мы, если душа этой дивной дамы превратилась в новую звезду или же, вознесясь, соединилась с ней».

23-летнюю Симонетту оплакивала вся Флоренция, кроме, пожалуй, мужа — который вскоре снова женился. Больше Медичи не устраивали своих турниров.

Сандро заперся в мастерской. Он начинал работать с первыми лучами солнца, не отвечая на стук в дверь и записки друзей. Иногда он засыпал перед огромной картиной, стоящей на двух мольбертах. Боттичелли зарос щетиной, осунулся и похудел, у надбровий легли морщины, но глаза сияли.

Он писал «Весну», вспоминая черешневые цветущие сады Тосканы, звуки лютни, и на холсте рождался восхитительный мир. С неоконченного полотна улыбалась чуть отрешенно его Любовь.

Боттичелли еще не раз напишет Симонетту. Та, которую он едва знал при жизни, вновь оживала в полотнах «Марс и Венера», «Рождение Венеры».

"Венера и Марс"

«Венера и Марс»

Сандро так и не женился, уверяя приятелей, что не связывает себя брачными узами, дабы не лишиться мирских утех. И с легкостью отпетого гуляки отшучивался: «Прошлой ночью я видел во сне, что женат, так проснулся в таком горе, что не мог уснуть!»

Сандро Боттичелли завещал похоронить себя у ног Симонетты. Он скончался 17 мая 1510 года и был погребен на кладбище церкви Оньиссанти.

Портреты Симонетты

Портреты Симонетты

Там же находится капелла рода Веспуччи, где за 34 года до этого упокоилась его Вечная Весна.

P.S. Растущая слава дома Медичи не давала покоя семье Пацци. Заговор против братьев поддержал Ватикан.

Ровно через два года после смерти Симонетты, день в день, произошла трагедия. 26 апреля 1478 года во время пасхальной службы в соборе Санта-Репарата один из заговорщиков бросился на Джулиано Медичи со стилетом и нанес ему смертельный удар.

Младший Медичи упал, сделав несколько шагов. Лоренцо был ранен в шею, но сумел оказать сопротивление и скрылся с друзьями в ризнице.

 

SkVer
По ней сходили с ума все знатные мужчины города, а собственному мужу она была не нужна
Шикарный торт без выпечки: быстро и безумно вкусно