Прерванный полет. Лариса и Элем

Режиссёр Лариса Шепитько вместе с коллегами погибла в автокатастрофе, ее муж-тоже режиссёр- Элем Климов произнес на похоронах: «Это мне  Гришка Распутин мстит. Не надо было его трогать». Он только завершил съемки фильма «Агония».

В союзе двух талантливых людей было много мистики, как будто фильм их жизней снимался гениальным режиссёром, который заранее, до мельчайших подробностей, прописал сценарии их судеб.

Лариса Шепитько родилась 6 января 1938 года в городе Артёмовск, что на Украине в Донецкой области.

Ее отец был военным и персом по национальности. Он ушел из семьи, оставив жену и троих детей.

Мать, работавшая учительницей, одна тянула детей: двух дочерей и сына. Лариса никогда не встречалась с отцом, никогда его не вспоминала, предательства не прощала. Фамилия Шепитько –фамилия матери.

Лариса Шепитько

Лариса Шепитько

В 1955 году поступила во ВГИК, сразу, с первой попытки, но не на актерский, а на режиссёрский.

Лариса была одой из самых красивых студенток на курсе. Статусом «умницы-красавицы» довольствоваться не собиралась, она хотела творить. Элем сразу выделил красивую девушку среди студенток, но познакомиться долго не решался.

Да и были они очень разные, Климов- сын следователя по особо важным делам, человек с чувством юмора, названный родителями в честь героя Джека Лондона, тусовщик, спортсмен. Лариса, девушка совершенно сосредоточенная на своем внутреннем мире и на работе.

Сблизила их именно работа. Первым режиссёрским и самостоятельным фильмом для Шепитько стал фильм «Зной» по повести Ч.Айтматова «Верблюжий глаз».

Снимали в Киргизии в 1962 году. Лариса снимала «мужское» кино, серьезное и драматичное. От женщины режиссёра никто этого не ожидал, считалось, что женщина должна снимать мелодрамы, кино о любви или что-то развлекательное.

В Киргизии Лариса заболела желтухой. Ее выносили на съемочную площадку на носилках. Элем Климов пришел на помощь в работе над фильмом. Так произошло их сближение.

Дебютный фильм получил призы на кинофестивале в Ленинграде и Карловых Варах. А красавицу Шепитько теперь в шутку называли «матерью киргизского кино».

Они поженились в 1963 году. Прежде чем дать согласие, Лариса спросила: «А ты будешь на меня давить? Ведь мы же с тобой режиссеры?». Климов пообещал: «Не буду!»

Свадьба

Свадьба

Следующий фильм и опять успех. Шепитько сняла фильм «Крылья». В 1964 году Элем Климов снимает фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен».

Они могли часами сидеть рядом и даже не разговаривать, делать заметки, рисовать эскизы кадров, править сценарии.

Вместе им было комфортно и очень уютно. Как признавался потом Элем Климов он ревновал жену к успеху. Режиссёрский талант Шепитько получил признание во всем мире.

Лайза Миннелли назвала ее самой красивой женщиной в Европе.

Лариса и Элен

Лариса и Элен

Лариса летела вперёд и останавливаться не собиралась. Она торопилась жить.

Ее Картину «Родина электричества», по рассказу Платонова, было приказано смыть со всех пленок. Чудом сохранилась одна копия. Фильм восстановят, он выйдет в 1987 году, но Лариса об этом уже не узнает.

Жили, постоянно занимая деньги. Во время работы над фильмами не платили и лишь после сдачи картины выплачивали гонорар.

И хотя гонорар был немалым, но семья, раздав долги опять оставалась на мели. В советское время режиссёры ничего не получали за прокат их фильмов, а премии за награды на престижных фестивалях оседали в «Совэкспортфильме».

Неудач и критики было достаточно у обоих, их работы безжалостно резали, клали на полку, запрещали.

Шепитько не разрешили снимать «Белорусский вокзал», но она сняла фильм «Ты и я» с Аллой Демидовой и Юрием Визбором. (Высоцкого и Беллу Ахмадулину в главных ролях снимать запретили).

Лариса и Элем

Лариса и Элем

С возрастом Лариса становится все красивее и все религиознее. Она верила в предсказания, приметы и предзнаменования.

В 1973 году, в тридцать пять лет, Лариса решила родить ребенка.

Оставила работу несмотря на то, что была признанным мастером, на равных общалась с Копполой и Скорсезе.

Беременность была не простой, женщину положили на сохранение. В больнице потеряла сознание, упала в коридоре и ударилась головой о батарею. Получила сотрясение мозга и повреждение позвоночника.

Врачи запретили ходить и прописали вытягивание позвоночника на жестком ложе и еще предупредили, что рождение ребенка может ей стоить жизни.

Но, она была не из тех, кто отказывается от задуманного.

Несколько месяцев не вставая, Лариса пролежала до родов. Мышцы ослабли настолько, что подняться на ноги было не просто. Сильная и упорная женщина добилась своего.

Ребенка выносила и родила. Мальчика назвали Антоном, как Чехова.

Счастливая семья

Счастливая семья

Лариса с детства ощущала мистическую связь с прошлым. Она была убеждена, что живет не первую жизнь, верила в реинкарнацию и вообще, отличалась религиозно-мистическим сознанием.

И это в СССР в 70-е годы!

Особенная женщина, существо не из этого мира. Она была уверена в своем предназначении и жизненном пути и всегда знала, что эта жизнь будет не долгой.

Тема смерти ее притягивала и манила.

В 1975 году Лариса снимает фильм по повести Василя Быкова «Сотников». Комиссия фильм не приняла, главным пунктом обвинения было, то, что, из партизанской повести режиссёр сделал «религиозную притчу с мистическим оттенком». Это было крамолой.

Главный герой почти Христос, в фильме угадывались библейские сюжеты, даже музыка была пропитана религией. Картину запретили, но тут вмешался случай.

Так как Василь Быков был белорусским писателем, первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии затребовал снятый фильм для просмотра.

Картина настолько потрясла человека, прошедшего войну, что он не мог сдержать слез. После этого придерживать фильм стало невозможно.

В 1977 году фильм режиссёра Ларисы Шепитько «Восхождение» вышел на экраны страны. Фильм с триумфом был принят во всем мире.

Лариса Шепитько

Лариса Шепитько

Лариса опять на вершине славы, ее работа получает награды на всех кинофестивалях.

А у Климова как раз наступила черная полоса, снятый им фильм «Иди и смотри» Госкино запретило.

В это время семья чуть не распалась, Элем ревновал, ревновал как мужчина и как режиссёр к чужому успеху.

Боялся, что похорошевшую от успеха жену кто-нибудь отнимет. Было страшно не соответствовать.

И он даже ушел из дома, настолько был болезненный момент в отношениях. Жил у Виктора Мережко, но у Ларисы хватило мудрости и сердечности. Семья не распалась.

В 1978 году Лариса в Болгарии и посетила Вангу. Она и до этой поездки верила в переселение душ и в загробную жизнь. Ванга предсказала ей скорую смерть. Ларису это не испугало и не удивило.

Вернувшись в Москву, взяв с собой лучшую подругу, первым делом отправилась в церковь, где заставила близкого человека поклясться перед иконами, что та не оставит ее сына и позаботится об Антоне.

Смерти она не страшилась и всем говорила, что 1979 год станет для нее последним.

Элем Климов

Элем Климов

В 1979 году Шепитько приступила к съемкам фильма «Прощание с Матерой» по повести В. Распутина.

Трагедия произошла 2 июля 1979 года на Ленинградском шоссе. Именно в эту ночь Элем Климов проснулся от страшного сна: ему приснилось, что погибла его жена.

На самом деле именно в этот момент машина, в которой ехала Лариса и ее коллеги по непонятным причинам выехала на встречную полосу и врезалась в грузовик.

Погибли все.

Вот, что Климов в последствии сказал в документальном фильме «Лариса».

«Она уезжала в Осташков на Селигер снимать «Матеру»; попрощалась с друзьями, со знакомыми, а со мной нет. Она ждала, что мы с Антоном приедем к ней на машине. У нас есть друг, художник-фотограф Коля Гнисюк, он часто приезжал и ко мне, и к ней в экспедиции снимать. И Лариса ему сказала перед отъездом: «Коля, если ты через месяц не приедешь, ты меня не застанешь…»

«Уже после ее гибели я задавал себе вопрос: ну, она, предположим, особая, а при чем тут другие, те, которые погибли вместе с ней? И мне рассказали люди, которые их видели, что все они в этот месяц, который провели в экспедиции, были какие-то на себя не похожие. Ведь съемки, особенно в экспедиции, требуют огромного напряжения, где все нацелено на действие, на результат, а они все были какие-то размагниченные, странные…»

Климов напряженно работал после трагедии, это помогало забыться.

Элем Климов закончил картину, начатую Ларисой, назвав ее коротко- «Прощание.»

Элем Климов с сыном Антоном

Элем Климов с сыном Антоном

Он прожил после ее гибели почти четверть века. Он больше не женился. Воспитывал сына. Жил затворником.

Элем Германович так и не смог оправиться после смерти жены и не надеялся встретить кого-то похожего на нее.

Последние восемнадцать лет он не снимал кино, говорил, что уже не интересно. А еще он говорил, что его согревает только одна мысль, обязательная и скорая встреча с Ларисой. А в этой жизни ему догонять уже некого.

Сын Антон стал журналистом. Работал в газете «Аргументы и факты».

SkVer