Уникальный актёр, который сам отказался от главной роли в фильме Эльдара Рязанова, а потом нелепо погиб в московском метро

Заслуженный артист РСФСР Анатолий Обухов относился к тем советским актёрам, которого в лицо знала вся страна, но лишь немногие могли назвать его имя. К сожалению, это судьба почти всех актёров-эпизодников. Между тем в своём Московском драматическом театре имени Гоголя Анатолий Обухов был ведущим актёром и был задействован почти во всех спектаклях репертуара.

В середине восьмидесятых на одну из телепередач «Кинопанорамы» его пригласил Эльдар Рязанов. Знаменитый режиссер, представляя его телезрителям, тогда сказал, что это актёр сыграл роли в фильмах таких мастеров кино, как Андрей Тарковский, Пётр Тодоровский, Георгий Данелия, Леонид Гайдай, Александр Митта, Виктор Мережко и еще многих известных режиссёров, но так и не сыграл ни одной роли в его (Рязанова) фильмах.

Уникальный актёр, который сам отказался от главной роли в фильме Эльдара Рязанова, а потом нелепо погиб в московском метро

«Андрей Рублев» (1966).

И в этом нет вины Рязанова, так как он, оказывается, приглашал актёра на одну из главных ролей в фильме «Гараж».

Эльдар Александрович рассказал телезрителям, что заметил, как азартно загорелись глаза Анатолия Матвеевича после этого приглашения, но когда актёр уточнил график съёмочных дней, глаза сразу потухли.

Оказалось, что съёмки фильма совпадали с гастролями его театра, а служба в театре была для него важнее всего. Тогда Рязанов пообещал актёру, что договорится с худруком, чтобы к нему не было претензий. Тем более, что в большинстве постановок у него бы дублёр, но Анатолий Обухов всё равно не мог бросить свою труппу.

"Рассказ о том, как царь Петр арапа женил" (1976).

«Рассказ о том, как царь Петр арапа женил» (1976).

И Рязанов не обиделся, а наоборот, зауважал актёра еще сильнее. Потому что для настоящих артистов, помимо наличия таланта, важным качеством является преданность своему творчеству, своим принципам, невзирая на желания и деньги. Ведь известно, что в фильмах Рязанова даже маленькие роли оплачивались очень высоко.

И еще Рязанов сказал, что это был единственный случай в его режиссёрской практике, когда сам актёр отказался от главной роли в его фильме.

"Синее небо" (1971).

«Синее небо» (1971).

В той передаче Анатолий Обухов рассказывал о себе очень мало, в основном за него «отдувался» Рязанов. Обухов сказал, что любит кино и что ему нравится играть, когда есть возможность «второго дубля». Но всё равно бездушная камера не может заменить атмосферу живого зрительного зала, когда на тебя направлены сотни глаз. А это придаёт актёру особое вдохновение и даже чувства восторга от своей профессии, которое кино никогда не сможет заменить.

"Верхом на дельфине" (1970).

«Верхом на дельфине» (1970).

Путь Анатолия Обухова в искусство был непростым. Он с детства мечтал о сцене, играл в школьном театре, но его мама считала, что всё это баловство и что мужчина должен иметь серьёзную профессию.

Поэтому по настояние матери (отец погиб на фронте) после школы он пошёл учиться в институт имени Плеханова, который успешно закончил и получил диплом инженера-технолога.

Но мысли о сцене не отпускали его никогда. Поэтому после окончания Плехановки Анатолий исполнил свою заветную мечту и поступил в театральный институт имени Щепкина.

Сегодня просматривая его эпизоды в фильме «Не может быть!» или незабываемое «Я Гриша!» в комедии «Семь стариков и одна девушка» разве можно подумать, что это сыграно очень интеллигентным человеком с двумя высшими образованиями? Но в этом перевоплощении и заключался его актёрский талант.

"Не может быть!" (1975).

 

«Не может быть!» (1975).

Анатолий Обухов скончался в метро в результате инфаркта, когда ему было всего 59 лет. В его смерти сегодня можно винить как жестокое время 90-х годов, так и роковую случайность.

"Шаг с крыши" (1970).

«Шаг с крыши» (1970).

Вечером 3 октября 1994 года он возвращался домой после репетиции. Находясь в метро, внезапно почувствовал себя плохо, присел на скамейку, но потерял сознание и сполз на пол.

Кто помнит те годы, тот поймёт, почему проходящие мимо люди не обращали внимания на лежащего на полу мужчину. Народ находился в состоянии тяжелейшего стресса. Деньги обесценились, будущее было неизвестным, поэтому жили, что называется, каждый за себя.

В то время на улицах городов уже бродили бомжи. В холодное время года они обычно спускались в метро, где спали, бывало, что и прямо на полу. Поэтому потерявшего сознания актёра приняли за очередного пьяного бомжа и старательно обходили. Прошло немало времени, пока на него обратили внимание и вызвали скорую помощь.

Прибыла реанимационная бригада, но экстренная медицинская помощь не помогла, и, не приходя в сознание, он скончался прямо на руках врачей.

Трагизм этой ситуации был в том, что это был первый инфаркт в его жизни, и если бы ему была оказана своевременная помощь, даже хотя бы простая таблетка нитроглицерина, то он остался бы жив.

Но тот «золотой час», в течение которого нужно было оказать помощь, он пролежал на полу станции метро.

Анатолий Обухов.

Анатолий Обухов.

Родные, друзья и коллеги артиста были шокированы такой внезапной смертью, потому что он никогда не жаловался на здоровье и выглядел вполне здоровым и крепким мужчиной.

Заслуженный артист РСФСР Анатолий Матвеевич Обухов был похоронен в Москве на Перовском кладбище рядом с могилой матери.

Скромная могила актёра рядом с могилой матери, которую он похоронил за год до своей смерти.

Скромная могила актёра рядом с могилой матери, которую он похоронил за год до своей смерти.

Скромная могила актёра рядом с могилой матери, которую он похоронил за год до своей смерти.

 

SkVer
Уникальный актёр, который сам отказался от главной роли в фильме Эльдара Рязанова, а потом нелепо погиб в московском метро
Суворовец Ванечка из фильма «Офицеры» стал генерал-лейтенантом в жизни