Девчонку без адреса всюду ищу, И днем, и вечерней порою… Светлана Карпинская

Актриса Светлана Карпинская сыграла без малого в трёх десятках кинолент, но большинство зрителей помнит её по роли в незатейливой комедии Эльдара Рязанова «Девушка без адреса», снятой тогда ещё начинающим режиссёром в далёком 1958 году.

Хорошо это или плохо?

Сложно сказать, ведь многим актёрам, сыгравшим в десятках фильмов, так и не выпадает такой славы и всенародной любви, которую обрела Карпинская после выхода этой комедии на экраны Советского Союза.

И даже в наше время, спустя шестьдесят с лишним лет, фильм этот смотрится с удовольствием, на одном дыхании, а многие фразы из него стали, как говорится сейчас, мемами.

Чего стоит только «Масик хочет водочки…». Впрочем, эту фразу произносит в фильме герой Сергея Филиппова. А помимо него, в картине принимали участие Эраст Гарин, Николай Рыбников, Юрий Белов, Зоя Фёдорова, Рина Зелёная — весь цвет тогдашнего отечественного кинематографа.

И на фоне этих звёзд начинающая актриса, ещё даже не имеющая никакого актёрского образования, вовсе не потерялась.

Но обо всём по порядку.

Светлана Карпинская. Фото biografii.net

Светлана Карпинская. Фото biografii.net

Светлана Карпинская родилась 16 сентября 1937 года в Ленинграде. Её родителями были педагоги-историки. Кстати, она должна была носить фамилию Благовещенская — именно такая была у её отца Алексея Ивановича. Но когда он поступал в Педагогический институт имени Герцена, ему посоветовали сменить «поповскую» фамилию на что-нибудь более нейтральное. И Алексей взял себе девичью фамилию своей матери. Этот шаг впоследствии, возможно, спас ему жизнь, ведь его родной брат священник Александр Благовещенский в 1937 году был расстрелян.

Светлана Карпинская с родителями. Фото on-shot.ru

Светлана Карпинская с родителями. Фото on-shot.ru

В годы войны Алексей Карпинский воевал на фронте, был ранен, но вернулся живым. Светлана с мамой во время блокады были эвакуированы, но сразу после снятия блокады вернулись в родной город. Семья жила в комнате в коммуналке на 14-й линии Васильевского острова. Карпинская вспоминала:

Я родилась в Петербурге, с детства жила на моём любимом Васильевском острове, в коммуналке с мамой и папой (зато в какой коммуналке: высоченные потолки, лепнина, камин, эркер с окнами на Неву). Я вообще люблю Петербург во всех его проявлениях, он не кажется мне таинственным и мрачным.

На сцене она хотела играть с детства. Ещё в четырнадцать лет она записала в своём дневнике, что будет играть в кино. Но родители не видели в ней будущую звезду экрана и сцены и хотели, чтобы она получила «нормальное» образование.

Тогда Светлана, хорошо писавшая школьные сочинения, решила стать журналисткой, но так как у неё не было газетных публикаций, она смогла поступить лишь на филологический факультет — продолжить династию педагогов Карпинских.

Но одновременно с поступлением в университет она пришла и в театральную студию при Дворце культуры имени Кирова, благо этот ДК находился совсем недалеко от её дома.

Дворец культуры имени Кирова

Дворец культуры имени Кирова

Как-то в студии был поставлен спектакль «Поддубенские частушки». А на премьере случайно оказался режиссёр «Ленфильма» Герберт Раппапорт. Тому простенькая музыкальная комедия про молодых колхозников, сочиняющих и распевающих частушки на злобу дня, очень понравилась. И он предложил поставить на её основе фильм-спектакль.

В нём сыграли актёры-профессионалы, но исполнительница главной роли — птичницы Наташи — осталась Светлана Карпинская.

Кадр из фильма "Поддубенские частушки" (1957 г.). Наташа - Светлана Карпинская

Кадр из фильма «Поддубенские частушки» (1957 г.). Наташа — Светлана Карпинская

Фильм неожиданно стал одним из лидеров советского кинопроката 1957 года — его посмотрело более 20 миллионов зрителей. И когда Рязанов подбирал актёров для «Девушки без адреса», по одной из версий, он увидел её в этом фильме и решил, что Карпинская будет играть главную роль. Хотя самой Карпинской её игра совсем не понравилась:

Когда увидела себя на экране, то плакала навзрыд — так не понравилась себе! На что Герберт Морисович с характерным акцентом сказал мне: «Свэтка, ты любишь Грэту Гарбо?» — «Обожаю!» — «Я работал с ней в Голливуде. Когда она впервые увидела себя, то точно так же плакала». И я сразу утешилась.

Эльдар Рязанов. Фото red-red.ru

Эльдар Рязанов. Фото red-red.ru

Вообще, Карпинская не должна была сниматься в «Девушке без адреса». Когда Рязанов прочитал предложенный ему сценарий, написанный Леонидом Ленчем, то решил перенести в новую картину тех, кто снимался в его «Карнавальной ночи» и принёс успех его дебютному фильму.

Главную роль — Катю Иванову — должна была играть Людмила Гурченко, Павла Гусарова — Юрий Белов, дедушку Кати — Игорь Ильинский.

Но на худсовете категорически выступил против Иван Пырьев, бывший тогда директором «Мосфильма». Он заявил, что ему не нужна вторая «Карнавальная ночь» — в новом фильме должны играть новые актёры. Рязанов даже собирался отказаться от съёмок, но в итоге согласился.

Но до последнего пытался отстаивать Гурченко в качестве исполнительницы главной роли. И лишь когда Пырьев ему сказал, что Гурченко всё равно не утвердят из-за того, что она отказалась сотрудничать с КГБ, Эльдар Рязанов начал поиски новой актрисы на роль Кати.

Существует несколько версий появления в фильме Карпинской. Согласно первой Рязанов увидел Светлану в «Поддубенских частушках» и она так ему понравилась, что он взял её даже без кинопроб.

По другой — что Карпинскую в «Поддубенских частушках» увидел ассистент Рязанова и пригласил на кинопробы в Москву.

А по третьей — что её случайно в метро заметил автор сценария, писатель Леонид Ленч и понял, что писал сценарий именно под такую девушку.

Как бы то ни было, роль Кати в «Девушке без адреса» принесла Карпинской всенародную славу и любовь. И когда она после премьеры, состоявшейся 8 марта 1958 года, вернулась из Москвы в Ленинград, то спокойно по улице она пройти просто не могла.

А на «Мосфильм» для неё пачками приходили письма с самыми разными предложениями. К слову, мешок с этими письмами она хранила на антресолях своей квартиры до самой смерти.

Кадр из фильма "Девушка без адреса" (1958 г.). Катя - Светлана Карпинская, Павел - Николай Рыбников

Кадр из фильма «Девушка без адреса» (1958 г.). Катя — Светлана Карпинская, Павел — Николай Рыбников

Ещё во время съёмок актёр Василий Топорков, к тому времени уже народный артист СССР (он играл друга дедушки Кати — гардеробщика театра оперетты Тимофея Тимофеевича) предложил ей пойти учиться к нему на курс (сразу на третий) в Школу-студию МХАТ.

Но Светлана так любила Ленинград, что даже мысли не допускала уехать из родного города. Но всё-таки тяга к искусству взяла своё, и Карпинская ушла из университета, не окончив даже четвёртого курса.

Борис Зон. Фото lavkapisateley.spb.ru

Борис Зон. Фото lavkapisateley.spb.ru

Она поступила в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кино (ЛГИТМиК, сейчас Российский государственный институт сценических искусств) на курс профессора Бориса Зона. Причём, мэтр взял её сразу на второй курс и сказал:

Карпиночка, вы интуит с душой мимозовой, вас ничему учить не надо.

Возможно, здесь сыграли гены, ведь отец Светланы тоже снимался в кино. Правда, всего один раз и по необходимости — будучи студентом, очень нуждался в деньгах и, когда увидел объявление о наборе в массовку, сразу же пошёл на киностудию, принял участие в съёмках и даже был показан в кадре крупным планом. Он сыграл юнкера, защищающего Зимний дворец в фильме Сергея Эйзенштейна «Октябрь».

Рязанов, к слову, считал «Девушку без адреса» своей самой неудачной комедией. Хотя публике фильм очень нравился.

Ходили слухи, что отношения между режиссёром и исполнительницей главной роли были довольно натянутые, но, тем не менее, Рязанов позже собирался снять Карпинскую в «Берегись автомобиля».

И лишь потому, что Смоктуновский, чьей партнёршей должна была стать Карпинская, был много старше её, на главную женскую роль утвердили Ольгу Аросеву, более подходящую по возрасту.

Кадр из фильма "Берегись автомобиля" (1966 г.). Люба - Ольга Аросева

Кадр из фильма «Берегись автомобиля» (1966 г.). Люба — Ольга Аросева

После окончания театрального института Светлану пригласил режиссёр Николай Акимов в труппу Театра комедии.

Сама она считала Акимова образцом режиссёра. В этом театре она и раскрылась по-настоящему, сыграв более пятидесяти ролей.

Кстати, на несколько лет она покидала этот театр — её пригласил Георгий Товстоногов, возглавлявший тогда БДТ, на роль Агики в спектакль «Тоот, другие и майор». Но через несколько лет актриса вернулась в Комедию:

За четыре года я сыграла там всего две роли и как-то не прижилась. Не люблю этот театр до сих пор. Помню, когда я туда пришла, одна ведущая актриса, посмотрев на меня, надменно произнесла: «Господи, у меня от этих молодых актрис просто в глазах рябит!» Атмосфера в БДТ не имела ничего общего с атмосферой акимовского театра.

В кино она продолжала сниматься, но такого ошеломляющего успеха, как в «Девушке без адреса» больше не было.

Роли ей предлагались, в основном, эпизодические — однотипных «простушек в платочках». Лишь раз Карпинская сыграла главную роль — в драме Юрия Егорова «Командировка».

Её партнерами здесь были Олег Ефремов, Иван Рыжов, Иван Лапиков, Алексей Смирнов и многие другие известные актёры. Ефремов даже пытался ухаживать за ней, но очаровать Карпинскую так и не смог.

Кадр из фильма "Командировка", (1961 г.). Клава - Светлана Карпинская, Щербаков - Олег Ефремов

Кадр из фильма «Командировка», (1961 г.). Клава — Светлана Карпинская, Щербаков — Олег Ефремов

А ещё порой режиссёры нещадно кромсали её роли. Так произошло, например, с фильмом «Сладкая женщина». Актриса вспоминала:

В «Сладкой женщине» моя роль была гораздо шире, но многое осталось за кадром, например то, что у моей героини муж и дети, ведь по замыслу она антипод своей коллеги по фабрике Ани (Наталья Гундарева) — женщины яркой, но бездуховной и, в сущности, одинокой. Моя героиня получилась ретушированной, приглаженной, что не близко мне как личности. А снялась в фильме я исключительно ради денег, ведь мой тогдашний муж-актер не работал.

Кадр из фильма "Сладкая женщина" (1976 г.). Лида - Светлана Карпинская, Анна - Наталья Гундарева

Кадр из фильма «Сладкая женщина» (1976 г.). Лида — Светлана Карпинская, Анна — Наталья Гундарева

Как-то режиссёр Александр Сокуров пригласил её к себе в фильм «Телец». Карпинская должна была сыграть сестру Ленина Марию Ильиничну.

Но её лицо абсолютно не соответствовало прототипу. Ей подняли волосы, углубили глаза, сделали азиатские скулы. В общем, превратили, как говорила сама Карпинская, в «потрясающую старуху».

Но Сокурова «старуха» не устроила. Он предложил ещё вставить пластинки в рот, надеть пенсне, а в конце концов, сделать резиновую маску. На что актриса ответила ему: «Мы никуда и ничего не вставим. А почему вы всех женщин России хотите сделать уродками?» И отказалась сниматься.

А однажды её пригласили на пробы на роль молодой Крупской. Карпинская рассказывала:

Поскольку я на неё не похожа, мне покрасили лицо каким-то зловещим зелёным цветом. Всё равно не похожа. «Уберите у неё огонь из глаз!» — сказали. Не смогли. И не взяли.

Из киноролей ещё можно, пожалуй, вспомнить её медсестру Фаину в фильме Петра Фоменко «На всю оставшуюся жизнь» по книге Веры Пановой. Героиня Карпинской Фаина чем-то неуловимо напоминает Катю Иванову — такая же жизнелюбивая, хотя, разумеется, картина Фоменко — далеко не комедия.

Кадр из фильма "На всю оставшуюся жизнь" (1975 г.). Юлия Дмитриевна - Людмила Аринина, Фаина - Светлана Карпинская

Кадр из фильма «На всю оставшуюся жизнь» (1975 г.). Юлия Дмитриевна — Людмила Аринина, Фаина — Светлана Карпинская

Но в театре она блистала. Она играла в спектаклях, которые ставили Пётр Фоменко, Юрий Аксёнов, Роман Виктюк.

Сыгранные ею леди Брэкнелл в спектакле «Как важно быть серьезным» Оскара Уайльда, пани Оргонова в спектакле «Дамы и гусары» Александра Фредро, вдова Дарья Федосеевна Круглова в спектакле «Не все коту масленица» Александра Островского и многие другие становились настоящими событиями в театральной жизни города.

А однажды английский режиссёр Пол Стеббингс, увидев игру Карпинской в «Двенадцатой ночи» (она играла камеристку Марию), решил поставить и пригласить Карпинскую на главную роль.

С этим спектаклем актриса объездила всю Англию, неизменно поражая своей игрой английскую публику.

К слову, Марию Карпинская играла в Театре комедии больше двадцати лет, начав ещё при жизни Николая Акимова.

О своей личной жизни Карпинская рассказывала легко, хотя была она у неё далеко не гладкая.

Первый раз Светлана вышла замуж за своего коллегу Дмитрия Зинченко. Он был старше её, успел до театрального окончить институт иностранных языков, но актёрская карьера у него не складывалась. Карпинская вспоминала:

Я была девицей, Дима меня соблазнил и, как честный человек, решил жениться. Совсем не хотела замуж, но отказываться было вроде как глупо.

Светлану приглашали различные театры, снимали в кино, а муж оставался не у дел. Дмитрий порой просто запрещал ей сниматься, и в итоге они расстались:

Я всегда хотела соединить жизнь преуспевающей актрисы с семейной. Однако… Я прожила с мужем пять лет и, конечно, бросила его. У меня такая манера: бросать мужчин, которые мешают мне работать

В Театре комедии она познакомилась с Геннадием Воропаевым. Он был уже знаменит, снялся во множестве картин, в том числе в популярнейшей «Вертикали». Они оба играли в спектакле «Тень». У Геннадия Воропаева была роль Учёного, а у Карпинской — Принцессы:

Это была страсть, причем обоюдная. Мы то сходились, то расходились. У нас родилась дочь Катенька, потом внук Алеша. Теперь Геннадия Ивановича уже нет. Жаль, он не увидел своего второго внука Мишеньку…

Геннадий Воропаев. Фото jenskiymir.com

Геннадий Воропаев. Фото jenskiymir.com

Светлана Карпинская играла на сцене почти до самых последних своих дней.

В 2009 году ей наконец-то присвоили звание народной артистки России. Впрочем, она и без того была Народной — её узнавали везде. Как-то в Благовещенске, на кинофестивале «Амурская осень» к ней подошла женщина и попросила разрешения «прикоснуться к легенде». И дотронулась до её пальто. А в Петербурге прямо на ступенях эскалатора в метро у неё просили автографы.

Светлана Карпинская в спектакле "Ретро", 2015 г. Фото vppress.ru

Светлана Карпинская в спектакле «Ретро», 2015 г. Фото vppress.ru

Светлана Алексеевна Карпинская скончалась после тяжёлой и продолжительной болезни 18 февраля 2017 года. Отпевание прошло 22 февраля в храме Смоленской Иконы Божьей матери. В этот же день она была похоронена на Смоленском православном кладбище.

Могила Светланы Карпинской на Смоленском кладбище Петербурга

Могила Светланы Карпинской на Смоленском кладбище Петербурга

Я, признаться, проявил

Глупость бесконечную:

Всей душой я полюбил

Куклу бессердечную.

Для нее любовь — забава,

Для меня — мучение.

Придавать не стоит, право,

Этому значения!

SkVer