«В точном смысле – смерти совсем нет». После трагического события в своей жизни ученый Циолковский начал размышлять о бессмертии

«Нас ждет бездна открытий и мудрости. Будем жить, чтобы получить их и господствовать во Вселенной, как и другие бессмертные». Эти слова принадлежат Константину Циолковскому – ученому-самоучке, который сформулировал план по освоению космоса.

Живя в глухой деревне, Циолковский в своем воображении покорял космическое пространство в то время, когда ракеты были лишь плодом фантазий писателей. Труды и идеи основоположника теоретической космонавтики, который не видел ни одного действующего космического аппарата, оказали существенное влияние на освоение космического пространства.

Впрочем, гениальный ученый интересовался не только космосом и перспективами его исследования человеком. Немало времени Циолковский отводил на размышления о бессмертии человека, его духе и душе. Вопрос о бессмертии для ученого стал максимально актуальным после трагического события в его жизни.

«В точном смысле – смерти совсем нет». После трагического события в своей жизни ученый Циолковский начал размышлять о бессмертии

Трагедия с сыном Игнатием

В 1919 году в своем труде «Фатум, судьба, рок» Константин Циолковский пишет: «В 1902 году настиг удар судьбы: трагедия с сыном Игнатием. Снова настало страшно грустное, тяжелое время». Одаренный, имевший склонность к точным наукам, старший сын ученого покончил жизнь самоубийством. После этого удара судьбы 45-летний Константин Циолковский все чаще начинает размышлять на вечные темы.

В своем труде «Странные совпадения или даты моей жизни» Константин Циолковский обвиняет и себя в том, что его сын решил уйти из жизни. Ученый считал, что именно он способствовал развитию пессимистического настроения сына, доказывая ему, что радостей в жизни не меньше, чем страданий.

Это чувство вины заставило Циолковского обратить свое внимание на свойства бессмертной материи с тем, чтобы найти утешение для каждого умирающего.

«В точном смысле – смерти совсем нет». После трагического события в своей жизни ученый Циолковский начал размышлять о бессмертии

Вначале Константин Циолковский постигал возможность бессмертия души, описанную в христианстве. Начиная с юных лет, будущий ученый увлекался изучением религии, на традициях которой он был воспитан.

Это увлечение давалось Циолковскому нелегко. Он отмечал, что христианское мировоззрение то отталкивало, то притягивало его. Притягательную силу в христианском мировоззрении для ученого имело лишь бессмертие человеческой души.

Со временем ученый отходит от христианского учения о бессмертии. Главную преграду в принятии этого учения Константин Циолковский видел в том, что человеческая жизнь в плотном теле может быть дана только один раз, а затем душа вечно пребывает в раю или аду.

Так у ученого возникает увлечение индийской философской традицией и теорией «переселения душ». Циолковский увлекается идеей вечного странствия души, которая, перерождаясь, возникает то на Земле, то в космосе. Но в итоге Константин Эдуардович отходит и от этой философии.

Дух бессмертен и не уничтожаем

В результате Циолковский создает свою теорию бессмертия, которая основывается на предположении «приключений атома». Исходя из этой теории, важным становится не индивидуальный организм, который смертен по своей природе, а первостепенные носители жизни – атомы и их комбинации.

Эти носители жизни, по Циолковскому, существуют вечно: переселяются из одного объекта в другой; возникают, потом разрушаются, чтобы снова появиться.

«В точном смысле – смерти совсем нет». После трагического события в своей жизни ученый Циолковский начал размышлять о бессмертии

В своей статье «О душе, о духе и о причине» Константин Эдуардович пишет, что у любого живого организма есть душа, которая, как и тело, является смертной. По словам Циолковского, душа представляет собой набор способностей, зависящих от организации тела и нервной системы. Поэтому души разнообразны, как многообразны представители растительного и животного мира. Со смертью живого организма исчезает и его душа.

Дух, или атом, по убеждению Циолковского, является сущностью материи, которая никогда не разрушается. Дух бессмертен и не уничтожаем. Поэтому в точном смысле – смерти совсем нет, говорил ученый.

Не помня о своей прошлой жизни, дух может переходить в состав различных форм. Атом может обращаться в неорганическую материю, которую Циолковский называл «мертвой» (это камни, вода, воздух). И органическую, «живую» материю, к которой относятся представители растительного и животного мира, человек, а также высшие существа.

Циолковский считал, что космос населяют высшие существа, которые являются совершенными. В будущем жизнь на Земле также достигнет таких высших форм.

По словам ученого, это будут такие времена на Земле, когда ложь, зависть, гордыня, невежество, жестокость, слабость перестанут господствовать над людьми. Прекратятся страдания, наступит долгое блаженство и бесконечное счастье.

 

SkVer
«В точном смысле – смерти совсем нет». После трагического события в своей жизни ученый Циолковский начал размышлять о бессмертии
Как официантка из фильма «Место встречи изменить нельзя» стала наследницей огромного состояния в реальной жизни
Как официантка из фильма «Место встречи изменить нельзя» стала наследницей огромного состояния в реальной жизни