Юрий Никулин и «Благоразумная ведьма» — первая драматическая кинороль великого клоуна была показана на кинофестивале в Каннах

26 марта 1962 года, то есть ровно 60 лет назад в московском кинотеатре «Ударник» состоялась премьера фильма режиссёра Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими». И всего через месяц после этого было принято решение послать этот фильм на Каннский кинофестиваль, который проходил в первых числах мая.

А в это время в СССР фильм был очень хорошо принят зрителями. История про двух одиноких людей, которые стали друг другу родными, оказалась близка как горожанам, так и сельским жителям, так как память о недавней войне жила еще в каждой советской семье.

Юрий Никулин и «Благоразумная ведьма» - первая драматическая кинороль великого клоуна была показана на кинофестивале в Каннах

Юрий Никулин и «Благоразумная ведьма» - первая драматическая кинороль великого клоуна была показана на кинофестивале в Каннах

Фильм появился на свет не «благодаря», а «вопреки». Во-первых, сценарий, который первоначально назывался «Благоразумная ведьма», поначалу не понравился никому. Его написал белорусский сценарист Николай Фигуровский, и, не сильно надеясь на успех, послал почтовой бандеролью на киностудию имени Горького в Москву.

Когда сценарий попал в руки режиссёра Кулиджанова, то ему сюжет показался интересным. Тем более, что начальство требовало больше фильмов о современном селе. Но сценарий требовал серьёзной доработки. Он телеграммой вызвал в Москву автора и на встрече вручил ему два листа с замечаниями и предложениями о том, что нужно в сценарии переделать. И Фигуровский без капризов, и даже с энтузиазмом взялся за переделку.

Буквально через месяц режиссёр держал в руках новый вариант, с которым он сразу пришёл на худсовет, а те поспешили его утвердить, так как шёл месяц май, а по сценарию для съёмок требовалась летняя натура.

Первоначально на главную роль Кулиджанов без проб пригласил Василия Меркурьева, так как тот и по возрасту, и по типажу вполне подходил на роль Кузьмы Иорданова. Но Меркурьев отказался ехать в Москву и предложил снять фильм недалеко от его дачи под Ленинградом, в которой артист в те годы жил постоянно.

Юрий Никулин и «Благоразумная ведьма» - первая драматическая кинороль великого клоуна была показана на кинофестивале в Каннах

Юрий Никулин и «Благоразумная ведьма» - первая драматическая кинороль великого клоуна была показана на кинофестивале в Каннах

Это вариант совсем не понравился режиссёру, так как вся съёмочная группа была из Москвы. Везти всех в Питер ради одного артиста, пускай и такого замечательного, Кулиджанов посчитал перебором.

После отказа Меркурьева режиссёру надо было срочно найти замену. И вот тогда ему кто-то посоветовал Юрия Никулина.

Кулиджанов слышал о нём, но никогда не видел на экране. Он решил не тратить время на просмотр фильмов, а в тот же день поехал в цирк на вечернее представление. Никулин выступал в паре с Карандашом, и Кулиджанов сразу увидел в нём своего Кузьму Иорданова — неуверенного в себе человека, немного неуклюжего и даже смешного, но при этом с большим внутренним надрывом.

Юрий Никулин и «Благоразумная ведьма» - первая драматическая кинороль великого клоуна была показана на кинофестивале в Каннах

Юрий Никулин и «Благоразумная ведьма» - первая драматическая кинороль великого клоуна была показана на кинофестивале в Каннах

Когда Никулин прочитал сценарий, то сразу захотел отказаться. Он не понимал, как играть такую роль, ему представилось, что зрители буду смеяться над ним там, где это делать нельзя.

Когда они с режиссером встретились, и Никулин сказал ему о своих сомнениях, Кулиджанов внимательно посмотрел на него и спросил: «Вам не понравилась роль?» Тот чистосердечно ответил: «Понравилась, но не знаю, смогу ли сыграть ее».

«Умоляю вас, не играйте. Только не играйте! И вообще не говорите слова «играть». Будьте самим собой. Считайте, что ваша фамилия не Никулин, а Иорданов. И живете вы в Москве, в старом доме. Вам пятьдесят лет», — ответил ему Кулиджанов.

Юрий Никулин и «Благоразумная ведьма» - первая драматическая кинороль великого клоуна была показана на кинофестивале в Каннах

Городские сцены снимали на московских улицах. Позже Никулин воспоминал:

«В каждой картине есть места, которые тебе больше всего нравятся. Таким для меня был эпизод со стиральной машиной.

После выхода картины на экран меня часто спрашивали:

— Неужели вы настоящую стиральную машину роняли в пролет лестницы?

— Да, настоящую. Купили две новых машины и вытащили из них моторы. Выбрали на проспекте Мира старый дом. Ассистенты режиссера обошли все квартиры и предупредили жильцов, чтобы они не пугались грохота. И стиральная машина полетела в пролет лестницы.

Перед вторым дублем звукооператор потребовал: — Вторую машину кидайте с мотором! Я хочу записать естественный звук».

Юрий Никулин и «Благоразумная ведьма» - первая драматическая кинороль великого клоуна была показана на кинофестивале в Каннах

Деревенскую часть фильма снимали в подмосковном селе Мамонтово недалеко от Ногинска. Во время войны немцев там не было, поэтому дома были в основном старыми, многие еще дореволюционной постройки.

Всю съёмочную группу сельсовет расселил по деревенским семьям, у кого позволяли условия. Киностудия за это неплохо платила, поэтому желающих взять к себе временных жильцов было много.

Юрий Никулин и «Благоразумная ведьма» - первая драматическая кинороль великого клоуна была показана на кинофестивале в Каннах

Тем летом погода стояла отличная, поэтому Никулин решил выехать в деревню всей семьёй – с женой, сыном и любимой тёщей. Их поселили в большом рубленом доме, у семейной четы преклонного возраста. Старики жили одни в большом родительском доме, но детей им бог не дал. Познакомились и сразу подружились. Но через неделю, старик пришёл к администратору и попросил найти для Никулиных другой дом.

— Почему?

— Да они люди хорошие, а условий у меня нету. Все разваливается.

— Что разваливается?

— Уборная… Боюсь, провалится кто-нибудь.

Речь шла о самом убогом деревянном строении весьма дряхлого вида во дворе. Решили и эту проблему: в тот же день соорудили новое, столь же примитивное, но из крепких досок и прочное. Старик остался весьма довольным.

Юрий Никулин и «Благоразумная ведьма» - первая драматическая кинороль великого клоуна была показана на кинофестивале в Каннах

Татьяна и ее мать Мария Петровна очень жалели стариков и подкармливали их. В конце лета, а точнее в начале сентября, съемки закончились, и все уехали. А следующей весной Юрий с Татьяной в выходной день решили навестить так полюбившуюся деревню Мамонтово и стариков. Купили разных угощений, но когда приехали в деревню, то увидели, что окна дома заколочены досками крест-накрест. Соседи сказали, что еще до наступления зимы стариков увезли в Дом престарелых куда-то под Ногинск. Мол, совсем старые стали, сами уже не могут ни дров наколоть, ни картошку посадить…

Юрий Никулин и «Благоразумная ведьма» - первая драматическая кинороль великого клоуна была показана на кинофестивале в Каннах

19 декабря 1961 года фильм сдавали худсовету, мнения на котором разделились. Одним фильм понравился, но были и явные противники. Например, драматург Георгий Мдивани и кинорежиссёр Марк Семенович Донской. Мдивани в очень категоричной форме высказал свое отрицательное мнение и демонстративно ушел. А Марк Семенович очень долго и очень громко возмущался и, обращаясь к Кулиджанову, кричал: «Ты меня обмануть хочешь, но не удастся… Ты меня не обманешь! Человек неисправим, а рак неизлечим!».

Но через несколько дней вечером Льву Кулиджанову позвонил Сергей Аполлинариевич Герасимов и сказал, что посмотрел «Деревья» вместе с Фурцевой: «Екатерине Алексеевне картина очень понравилась, она попросила вас всех поздравить».

_______________________

В статье использованы кадры из фильма «Когда деревья были большими» (1961 год).

 

SkVer
Юрий Никулин и «Благоразумная ведьма» — первая драматическая кинороль великого клоуна была показана на кинофестивале в Каннах
6 коротких еврейских анекдотов о лучших женских качествах