Роман Ткачук. Гений, которому не повезло…

До сих пор в театре Сатиры не утихают разговоры о таинственной смерти артиста.

Ткачук был беззаветно влюблен в жену. Когда ее не стало, артист скончался на следующий день. Была ли это смерть от разрыва сердца или самоубийство?

Пан Владек в «Кабачке 13 стульев». Директор клуба в фильмах про Анискина…. У артиста Романа Ткачука было не так много ролей, и это – большая несправедливость, считает заслуженная артистка Зоя Зелинская. «Он был артист широчайшего диапазона. Настоящий гений. Ему просто не повезло», — уверена «пани Тереза».

«Майя, яркий мой солнечный лучик» …

Его жену звали Майя, Майка, Майечка… Роман всегда называл ее ласково. Казалось, ему трудно оторваться от нее даже на миг. Когда их видели вместе, Роман всегда нежно приобнимал жену за талию. Друзья замечали, что только в присутствии Майе Ткачук чувствовал себя «в своей тарелке». Одному ему было некомфортно.

Майечка сидела на всех его спектаклях, на одном и том же месте – в ложе, специально предназначенной для почетных гостей. Майя Гнездовская тоже имела отношение к театру – она работала на телевидении, в литературно-драматической редакции.

Вечерами в семье обсуждали спектакли, и мнение жены было для Романа порой авторитетнее, чем мнение художественно руководителя театра — Валентина Плучека.

Женщины пожимали плечами: «И что он в ней нашел?»

Майя была невысокого роста, худощавая, темноволосая, с резкими чертами лица. Зато Ткачук — настоящий красавец. Это на экране он играл нелепых недотеп, а в жизни на него заглядывались представительницы противоположного пола. Высокий рост, идеальная фигура и главное — огромное чувство юмора. Его обожали женщины и преследовали поклонницы.

Но в ответ на двусмысленные предложения Роман начинал рассказывать о жене, называя ее Майя, мой яркий солнечный лучик» …

Вкус любви и славы артист распробовал уже давно. Он стал знаменитым за тысячи километров от столицы, в Ташкентском драматическом театре…

Из Узбекистана с любовью

Александр Ширвиндт любил вспоминать о типичных гастролях театра Сатиры в Ташкенте. Вся труппа из заслуженных и народных артистов несколько дней трясется в обычном пассажирском поезде, усталые и всклоченные выходят на перрон с одной только мыслью – добраться до гостиницы, но… На них бежит толпа с цветами! Пробегают мимо Миронова, Державина, Селезневой и бросаются к Роману Ткачуку и чуть ли не рвут его на части.

Еще бы! В Узбекистане Ткачук был самым известным артистом.

В Такшетском драматическом театре он переиграл все роли – от Раскольникова в «Преступлении и наказании» до Хлестакова в «Ревизоре». Посмотреть на его спектакли приезжали со всей республики.

Роман обладал невероятной харизмой. Он играл так правдоподобно, что зрители едва удерживались, чтобы не вступить с ним в диалог.

За заслуги Ткачуку в 32 года присвоили почетное звание «Народный артист Узбекской ССР». Но ровно через год случилось, казалось бы, незначительное событие, которое полностью изменило жизнь артиста.

Как-то среди зрителей русского драматического театра оказался Спартак Мишулин. Он гостил у своей мамы в Ташкенте и конечно же зашел посмотреть на местную знаменитость. Игра Романа его потрясла.

«Это настоящий сатировский актер!» – рассказывал Мишулин по возвращении в Москву. И вот уже при первой возможности на гастроли театра выехала «комиссия» из сатировцев — смотреть на Ткачука.

Вердикт московских визитеров был един: надо переманить талант!

Ему были подвластны все роли. Ткачук в роли Петра Первого.

Ему были подвластны все роли. Ткачук в роли Петра Первого.

Когда стало не до смеха

Узбекистан Роман Ткачук покидал неохотно. Как его примут в столице? Найдет ли работу жена? В Ташкенте Майя работала ведущей на телевидении, но в Москве – другие стандарты…

Но Майя сама настояла на переезде. Тем более, что худрук театра пообещал артисту золотые горы. И действительно, Плучек был настолько очарован артистом, что весь репертуар подстроил под нового любимца. Роман тут же получил главную роль Присыпкина в знаменитом спектакле «Клоп».

На тот момент труппа театра стремительно старела: Вестник, Папанов, Менглет… Средний возраст артистов приближался к пятидесяти годам. Молодой Ткачук стал как новое дыхание. «Сатира» сразу ожила с его появлением.

Но тут случилось то, чего Роман никак не ожидал.

В 1968 в театр поступил начинающий артист Андрей Миронов. Так же, как когда-то Плучек был очарован им, он влюбился в сына знаменитой эстрадной пары – Марии Мироновой и Александра Минакера.

Репертуар театра снова был перекроен – теперь уже под Миронова. Роль Присыпкина, а также многие другие спектакли, в которых блистал Ткачук, перешли к нему. Такой кульбит — не редкость в актерской профессии. Но чудовищная несправедливость глубоко ранила артиста.

Андрей Миронов и Роман Ткачук артисты одного типажа. Но один затмил другого

Андрей Миронов и Роман Ткачук артисты одного типажа. Но один затмил другого

«Самоубийство» Романа Ткачука

«Хороший артист Андрей Миронов. Да уж слишком любит играть», — пошутил как-то в адрес друга Александр Ширвиндт.

В шутке была горькая актерская правда. Миронов был талантливым и абсолютно всеядным артистом. Ему было подвластно все: комедия, драма, песни, танцы. К тому же, на беду коллег, он был отчаянный трудоголик.

Со скоростью ракеты Миронов носился между театром, съемочной площадкой, концертами и гастролями. Он успевал всюду.

«Мне ухаживать некогда. Вы привлекательны, я чертовски привлекателен. Чего зря время терять?» — таков был девиз артиста не только в отношении женщин, но и в отношении работы.

Артист жил так, будто знал о своем раннем уходе. В театре на него был выстроен весь репертуар. И действительно, на него валом валила публика…

Плучек прекрасно понимал, что с Ткачуком он обошелся несправедливо. Чтобы загладить свою вину, худрук дал артисту главную роль в пьесе Макса Фриша «Дон Жуан, или любовь к геометрии».

Но Миронова – он все равно поставил во второй состав. Какого же было огорчение Романа, когда премьеру играл не он, а Андрей Миронов! «Ткачук был и выше Андрея, и пластичнее, и также талантлив.

Но Андрей играл Фигаро, а Роман – садовника, — вспоминает Зоя Зелинская. – Роман со всеми его достоинствами был отодвинут».

И все же для Ткачука нашелся спектакль. В сложнейшей пьесе «Самоубийцы» Роман играл главную роль. Эта постановка стала его визитной карточкой. Ради удачной роли Ткачук даже не побоялся ложиться в гроб, что считалось недобрым знаком среди актерских примет. Роман был готов на все, лишь бы применить свой талант.

Под каблуком пани Терезы

Отсутствие ролей в театре Ткачук компенсировал кино и телевидением. Много лет он снимался в сверхпопулярной программе «Кабачок 13 стульев».

Его пан Владек вызывал искреннее умиление. Активный и авторитетный на работе, дома он попадал под тяжелый каблук жены – властной и взбалмошной пани Терезы, которую играла Зоя Зелинская.

Их диалоги строились на вечной иронии, бесподобно выходившей у Романа. Например, пани Тереза сообщала мужу, что идет позировать художнику для картины «Клеопатра и змея». «А с кого будут писать Клеопатру», — бесхитростно интересовался Ткачук.

«Кабачок 13 стульев» шел на экранах 15 лет и закончился в 1980-м году, после обострения отношений с Польшей.

К тому времени Ткачука уже знали не только как несчастного пана Владека, а еще и заведующего клубом из фильмов про Анискина.

Народная молва поженила его с Лидией Смирновой, еще одной сквозной героиней деревенской трилогии. Но слухи не были правдой. Ткачук оставался беззаветно предан своей жене Майе.

"Кабачок <<13 cтульев>>" долго оставалась любимой передачей на телевидении. Ткачук играл роль пана Владека

«Кабачок <<13 стульев>>» долго оставалась любимой передачей на телевидении. Ткачук играл роль пана Владека

Пагубное самолечение

Уехав вслед за мужем в Москву, Майя нашла работу на телевидении, в литературно-драматической редакции. Она была редактором телевизионных спектаклей театра Сергея Образцова: «По щучьему велению», «Заячья школа», «Волшебная лампа Аладдина», «Необыкновенный концерт».

Это была вполне благополучная семья двух творческих людей, но последнее время Роман стал замечать, что с его женой происходят странные вещи.

Резкие перепады настроения – от подъема до глубокой депрессии, забывчивость, рассеянность.

Обеспокоенный супруг уговорил жену показаться психиатру, и тот поставил ей диагноз — нервное расстройство. Расшатавшуюся нервную систему Майя решила лечить старинным русским способом – небольшими дозами алкоголя.

Постепенно она перестала контролировать выпитое. Артисты театра Сатиры не раз становились свидетелем неприятной сцены на гастролях. Вернувшись после спектакля, Роман первым делом шел в ресторан гостиницы, откуда буквально на руках выносил свою хрупкую жену.

«Был момент в Риге, — вспоминает Зоя Зелинская. — Роскошная гостиница, где жили актёры, и я после спектакля вхожу туда. Ресторан закрыт, сидит Майя, сидит Роман, стоит метрдотель и говорит: «Ну, когда же вы уйдёте?» Она не уходит. Понимаете, сидит, и он рядом с ней».

Постепенно и непьющий Ткачук начал прикладываться к бутылке. Лишнего артист себе не позволял: съемки в кино, главная роль в «Самоубийце». Его ответственность не позволяла ему быть «не в форме». Впервые он сорвался, когда узнал, что у жены нашли рак.

Роман Ткачук и его Майя

Роман Ткачук и его Майя

Страшные времена

Страшный диагноз Майе Гнездовской поставили в начале 90-х. Опухоль была еще операбельной, поэтому лечение началось незамедлительно. Операции назначались одна за другой. Майя не выходила из больниц. Ее верный супруг дни и ночи проводил в больничной палате, уезжая только на спектакли и репетиции.

В «лихие девяностые» их стало совсем мало. Театры стремительно сокращали репертуар.

В один из приездов Плучек вызвал Романа в кабинет. Разговор предстоял серьезный. Худрук прикрыл дверь, налил себе воды и начал подготовленную речь.

Он сказал, что бесконечно ценит Романа как артиста, но его главная роль в спектакле «Самоубийцы» ему уже не по возрасту. Нужен более молодой герой. Для Ткачука эти слова прозвучали как приговор.

Так получилось, что Роман и его телевизионная жена Зоя Зелинская жили в одном доме. Актриса была свидетельница мрачного состояния артиста. «Около нашего дома в районе проспекта Мира было две лавки. Я как-то подъезжаю и вижу — на лавке сидит Роман. Я подхожу к нему, я говорю: «Ром, что?» «Зоя, плохо, очень плохо», отвечал он».

Ткачука часто видели на тех лавках. Домой его совсем не тянуло. Жена – в больнице, сын Никита и любимая внучка – уехали в Америку. Работы не было. «Он не раз мне говорил, что если Майя умрет, то я тоже жить не буду. Но я думала, что это фигура речи. А оказалось, что так вышло и на самом деле», — вспоминает Зоя Зелинская.

Ты у меня одна

Перед новым, 1994-м году Майю выписали из больницы. Пациентке сказали, что отпустили на праздники, а на самом деле – признали, что больше ничем не могут помочь.

Рак победил. Лечить его было бессмысленно.

9 января Майя Гнездовская умерла. Роман находился рядом. Женщина, которая последнее время помогала ему по хозяйству, предложила вызвать врачей, но тот резко ответил: «Оставьте нас в покое», и ушел к себе в комнату. Придя на следующее утро, помощница увидела страшную картину. Артист лежал мертвым возле тела жены.

Что же случилось в тот вечер?

Почему умер абсолютно физически здоровый человек? 10 января домработница нашла входную дверь открытой, хотя точно помнит, что запирала ее на ключ. Хозяин или выходил из дома и забыл закрыть дверь, или же открыл ее специально: чтобы другим было легче проникнуть в квартиру. Природная тактичность.

Рядом с супругами лежала пустая бутылка спиртного. Могло ли ее содержимое стать причиной смерти артиста? Возможно, но результатов экспертизы нет. Этот вопрос так и остался загадкой. Умер ли известный артист от сильного потрясения или, как шекспировский Ромео, отравил себя. Так или иначе, Роман не смог жить без своей второй половинки.

Прощание с супругами проходило в театре «Сатиры». На сцене стояло два гроба – Майи Гнездинской и Романа Ткачука. По давней традиции, их провожали аплодисментами. И хотя артистом был только Роман, Майя – дарила ему вдохновение для работы.

Ткачуку было всего 62 года. Возможно, он сыграл бы еще много ролей в кино, получил любовь зрителей, воспитал бы внучку.

Но жена оказалась ему дороже всей жизни.

SkVer