«Когда приходит старость, надо пойти ей навстречу». Алексей Кузнецов – «герцог Бекингэма»

 

Алексей Кузнецов в роли Бекингэма

Алексей Кузнецов в роли Бекингэма

5 июля 2023 года на 83-ем году жизни скончался актер Алексей Кузнецов, сыгравший герцога Бекингэма в трехсерийном фильме «Д’Артаньян и три мушкетера». Прекрасный артист, настоящий вахтанговец, прослуживший в театре более 55 лет.

Алексей Глебович родился в Москве, его мама — Ольга Германовна Ленская была актрисой, а отец — Глеб Петрович Кузнецов – работником киностудии и директором многих известных фильмов. Так что, можно сказать, Алексей продолжил семейную династию. Он очень много играл в театре, сам ставил спектакли, преподавал в «Щуке» художественное чтение, стал профессором и заслуженным артистом России.

А вот в кино снимался на удивление мало (всего около 30 ролей), хотя – и красавец, и талант (соединение не такое уж частое). Плюс – очень музыкален, изумительно пел, играл на гитаре.

И вот обидный парадокс: уходит уникальный артист, а в памяти народной он останется герцогом Бекингемом. Крайне несправедливо.

А. Кузнецов и его роли. Фото из открытых источников

А. Кузнецов и его роли. Фото из открытых источников

Вот что Алексей Кузнецов рассказывал о себе:

«Я родился в Москве в мае 1941 года. И могу считать себя ребёнком войны. Потому что мы с мамой и братом никуда не эвакуировалась, ощутив на себе все кошмары и ужасы войны.

Отец ушёл добровольцем на фронт, хотя ему предоставляли броню. Вернулся без ноги. Лежал в госпитале, и когда осознал своё положение, решил не возвращаться в семью, чтобы не отягощать её. Скрылся и ничего о себе не сообщал. А матушка моя, его жена, отправилась на поиски, всё-таки его нашла в госпитале и привезла в Москву. Он много лет работал, хотя ходил на протезе.

Первую свою серьезную роль в кино я сыграл в 13-летнем возрасте – в фильме «Аттестат зрелости». Но впервые я попал в кинематограф, когда мне было… три-четыре месяца.

Во время войны кино также снималось. Моя матушка, по профессии актриса, была приглашена на какую-то роль в фильм, название которого запамятовал. Для съёмок понадобился ребёнок в пелёнках, и, конечно, им стал я. Так мной впервые на экране было сказано «Уа!» (Смеется.) Говорят, это была моя лучшая роль.

«Аттестат зрелости» — это уже сознательное творчество. В школу пришёл ассистент режиссёра, которому был нужен мальчик для фильма; ходил по классам, смотрел, разговаривал, меня попросили что-нибудь почитать.

Помню, как я трагически читал «Анчар» Пушкина… А эффект был, скорее, комический – все улыбались. Но меня всё-таки пригласили на съёмки. Героя, который зазнаётся и перевоспитывается, играл Василий Лановой, а я был его младшим братом, которому тот со слезами на глазах признавался в своих прегрешениях.

В фильме "Зеленый огонек", 1964 год

В фильме «Зеленый огонек», 1964 год

Почему у меня не сложился «роман» с кинематографом? Объяснение простое: главным для меня был театр. Можно много полоскаться по экрану, лицо твоё будет известно, а толку — ноль. Особенно в последнее время, когда снимаются бесконечные сериалы про преступников и милиционеров, куда я никак не подхожу. Да и малоинтересно это.

Если говорить о телевидении и кино, то кроме, пожалуй, «Зелёного огонька», «Крутого горизонта» и ещё двух-трёх простых фильмов, у меня больше ничего нет.

Пожалуй, ещё «Гончарный круг», в котором замечательный актёр Андрей Андреевич Файт, до этого всю жизнь игравший исключительно всякого рода отрицательных персонажей, снялся в своей последней в биографии и первой положительной роли старого мастера.

Это был удивительный человек, такая доброта, культура, интеллигентность, которой давно уже нет, да и в то время почти не было. Это был уникум. Встреча и работа с ним — большое моё человеческое приобретение.

Кадр из фильма Д'Артаньян и три мушкетера», 1979 год

Кадр из фильма Д’Артаньян и три мушкетера», 1979 год

Как я стал герцогом Бекингэмом? Насколько я помню, на «Мушкетёров» я попал через Максима Дунаевского, с которым мы тогда очень дружили.

Мы и сейчас продолжаем дружить, просто реже видимся, поскольку оба заняты. А тогда мы были неразлейвода. Он в своё время работал у нас в театре как заведующий музыкальной частью. И когда режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич приступил к съёмкам своей картины, Дунаевский рекомендовал меня ему на роль герцога. Я приехал на пробы, и меня сразу утвердили, без особых проблем.

И всё-таки удивительно, что по прошествии времени те, наши мушкетёры воспринимаются всё лучше и лучше, хотя поначалу их приняли очень насторожённо и даже в штыки.

Трудно ли всю жизнь служить одному театру?

Это принципиально важно и так нужно. Актеры самые подневольные люди из-за того, что не от них зависит очень много вещей. Из-за этого им приходится прыгать из театра в театр, чтобы найти людей сочувствующих, понимающих, знающих тебя. Но это от нехорошего. Но если все хорошо, то все нормально.

Хотя не все годы у меня было в нашем театре все хорошо, не все. Но я терпел, сознательно отказался от Таганки Юрия Петровича Любимова и пришел сюда, к вахтанговцам. Потому что здесь, по крайней мере, высочайшая культура театра».

…Накануне 80-летия Алексея Глебовича спросили, не пугает ли его возраст.

— Да, мне будет 80 лет, — спокойно ответил актер. — Но, когда приходит старость, надо пойти ей навстречу. Поцеловать ей руку и сказать: «Мадам, очень рад вас видеть! Потому что могли и не встретиться».

А. Фото из открытых источников. Кузнецов

А. Фото из открытых источников. Кузнецов

 

SkVer
«Когда приходит старость, надо пойти ей навстречу». Алексей Кузнецов – «герцог Бекингэма»
«Потерял жену и детей, но справился с горем и продолжил жить дальше» Личная драма Игоря Ливанова